Совет 1: Как доказать черную зарплату

Если вы получаете зарплату «в конверте», будьте готовы к тому, что, возможно, со временем вам придется доказывать факт ее выплаты в налоговых органах или суде, например, при расчете пенсии.
Инструкция
1
Соберите все необходимые доказательства того, что работодатель платит вам «черную» зарплату. Сведения могут быть получены из открытых источников или относиться к так называемым «креативным доказательствам» (например, аудио- и видеозаписи ваших переговоров).
2
Соберите доказательства из открытых источников информации, а именно:
- объявление о вакансии в СМИ, по которому вы нашли работу;
- сведения Госкомстата о приблизительном уровне доходов от работы по вашей специальности в конкретном регионе;
- сведения о среднем уровне зарплаты, полученные из профессиональных ассоциаций (если ваша специальность предполагает их наличие);
- расчетные листы и копии ведомостей;
- конверты с вашей фамилией (а также с фамилиями ваших сослуживцев), в которые работодатель раскладывал зарплату;
- иные документы, доказывающие то, что работодатель вел двойную бухгалтерию (заполненные наряд-заказы, записки руководителя, собственноручно им составленные для главного бухгалтера и пр.);
- справку о реальном размере зарплаты, заверенную бухгалтерией. Для того чтобы ее получить, сошлитесь, например, на то, что вы собираетесь оформить кредит. Но если у вас уже был конфликт с руководством или вам постоянно задерживают зарплату, получить такую справку будет проблематично.
3
Собирайте аудио- и видеоматериалы так, чтобы потом их можно было приобщить к делу и использовать при допросе свидетелей. Например, проведите анкетирование среди сотрудников, добейтесь поручительства профсоюза и пр.).
4
Обратитесь в налоговые органы и в суд, приложив к исковому заявлению, все собранные доказательства. Если вы выступаете с требованием о взыскании суммы задолженностей по зарплате, попросите суд обязать ваше руководство оформить трудовой договор, в котором должен быть указан реальный размер оклада. Не заявляйте своих требований на компенсацию морального ущерба, так как в данной ситуации это нецелесообразно.

Совет 2: Как доказать серую зарплату

В некоторых маленьких фирмах и крупных организациях заработная плата сотрудникам выплачивается «в конвертах». Работодателю не выгодно выплачивать зарплату полностью «белой», так как налоговые ставки достаточно внушительные. Поэтому работник официально оформляется либо на минимальную ставку, либо на половину ставки, а в некоторых случаях на 0.25 ставки и по ведомости получает незначительную сумму. Остаток же выплачивается наличными деньгами.
Инструкция
1
Получение «серой» зарплаты чревато тем, что в один «прекрасный» день работодатель просто откажется выплачивать неофициальную часть дохода, ссылаясь на недостаток денежных средств, и оспорить это будет невозможно. Кроме того, при уходе на пенсию, размер социальных выплат рассчитывается исходя из взносов в пенсионный фонд, а так как они были минимальными, то и пенсия, соответственно, будет минимальной. Зарплата в конвертах влияет и на пособие по безработице, на декретные выплаты и еще на множество разнообразных социальных выплат. Даже отпускные получить возможности не будет, если только руководство не сжалится и не выдаст «в конверте» причитающуюся по праву сумму.
2
Доказать, что заработная плата выплачивается «в конвертах» не так трудно, так как имеется множество признаков, по которым этот факт заметен. В частности, несоответствие внешнего вида сотрудников компании уровню официальной зарплаты. Ведь если сотрудник, получающий минимальный доход, одевается в дорогостоящие вещи хорошего качества, имеет ювелирные украшения и мобильный телефон, только поступивший в продажу, то сразу становится ясно, что его заработная плата гораздо выше официальной. Если в компании таких сотрудников всего несколько, то этот факт можно списать на доходы супруга или семьи. Однако если большая часть штата имеет весьма презентабельный вид, значит, заработная плата «серая».
3
Если в компании по документам преобладают минимальные ставки или 0.5 от ставки, то налицо явный факт обмана. Особенно подозрительно, когда человек, находящийся на руководящей должности, получает мизерный доход.
4
Большие доходы компании и маленькие затраты на оплату труда явно предполагают выплату зарплаты «в конверте». Кроме того, уровень зарплаты может быть гораздо меньше, чем среднерыночный.
5
Правительство пытается бороться с недостатком поступления налогов в бюджет и наказывает нерадивых предпринимателей не только штрафными санкциями, а и лишением свободы на срок до 6 лет. Чтобы налоговые органы обратили внимание на такое предприятие, любой работник может позвонить по телефону «горячей» линии и сообщить о нарушении закона. В таком случае проводится проверка работы компании и устанавливается факт мошенничества.
Видео по теме
Обратите внимание
Если есть возможность собрать доказательства факта нарушения в виде диктофонных записей, трудовых договоров с прежними работодателями или записей телефонных переговоров, доказывающих обман, то это положительно повлияет на ход выявления нарушений.
Совет полезен?
Обратиться в налоговые органы с информацией о нарушении закона может не только сотрудник компании, а и его родственники или друзья.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500