Совет 1: Как определить пары ртути

Ртуть – это единственный металл, который при нормальных условиях представляет собою жидкость. Она используется в измерительных устройствах, в вакуумных насосах. Соединения ртути применяют в качестве веществ-детонаторов, а также в медицинском деле и сельском хозяйстве. Известные всем люминесцентные лампы тоже светятся благодаря парам ртути. Это вещество до сих пор используют в гидродинамических подшипниках, подвергающихся особо тяжелой нагрузке. Как же их обнаружить в воздухе?
Инструкция
1
Есть простой и наглядный способ, основанный на качественной реакции ртути с иодидом меди. Образующееся при этом вещество с формулой Cu2(HgI4) имеет розово-красный цвет. Чем выше концентрация ртути, тем, соответственно, более интенсивная у него окраска.
2
Чтобы изготовить индикатор, понадобится пористая фильтровальная бумага, любая растворимая соль меди, например, хлорид, сульфат, раствор соли йодида калия, или йодида натрия, а также раствор сульфита или гипосульфита натрия.
3
Бумага нарезается полосками (размер непринципиален, но для удобства лучше некрупными), обмакивается в раствор соли меди, после чего ее извлекают, немного подсушивают, и окунают в раствор соли йода. Образовавшаяся йодистая медь будет находиться главным образом в порах фильтровальной бумаги, а йод – на поверхности, из-за него бумага «побуреет». После чего полоски помещают в раствор сульфита (гипосульфита) натрия. Йод удаляется (это видно по обесцвечиванию бумаги). Полоски следует промыть в чистой воде, подсушить. Они готовы. Желательно хранить их в темном месте, в закрытой емкости.
4
Если возникло подозрение, что в воздухе присутствуют пары ртути, надо положить по одной полоске в каждом проверяемом помещении. Через несколько часов, проверяем, не изменился ли их цвет. Если он стал розовато-красным – это сигнал тревоги. Значит, в воздухе есть ртуть! Надо принимать меры по обнаружению и удалению источника этого яда.

Совет 2: Как найти ртуть

Ртуть – уникальный элемент, ведь она является металлом, находящимся при нормальных условиях в жидком виде! Больше таких металлов нет во всей таблице Менделеева. Пары ртути чрезвычайно ядовиты и приводят к тяжелым отравлениям, поэтому, очень важно вовремя обнаружить их наличие в воздухе! Ведь особое коварство этого элемента в том, что до поры до времени его негативное влияние никак не проявляется.
Вам понадобится
  • - фильтрованная бумага;
  • - соль меди;
  • - раствор йодистого калия.
Инструкция
1
Возьмите фильтровальную бумагу (лучше с крупными порами), любую растворимую соль меди, например, медный купорос, раствор йодистого калия и раствор гипосульфита натрия (он же - тиосульфат натрия, раньше широко использовался как компонент «закрепителя» в фотографическом деле).
2
Нарежьте бумагу прямоугольными полосками небольшого размера, например, 2х5 см. Обмакните эти полоски в раствор медного купороса. Потом, немного подсушив, обмакните их в раствор йодистого калия. Бумага быстро станет коричневой.
3
После этого полоски прополощите в растворе гипосульфита натрия. Бумага обесцветится. После промывания в чистой воде и подсушивания полоски готовы к употреблению. Их следует хранить в темной, плотно закрытой емкости.
4
В чем смысл проведенных процедур? Сначала полоски пропитывались солью меди, оседавшей на всей поверхности бумаги (в том числе, и в ее порах). Потом, при взаимодействии медного купороса с йодистым калием, образовывалась новая соль – йодистая медь, и выделялся чистый йод. Соль «концентрировалась» в порах, а йод – на «гладких» участках бумаги, из-за чего она и принимала коричневый цвет. После промывания раствором тиосульфата натрия, йод удалялся, а йодистая медь оставалась в порах полосок. И с этого момента бумага становилась «индикаторной», пригодной для обнаружения ртути.
5
Когда необходимо проверить, не содержатся ли в воздухе пары ртути, приготовленные индикаторные полоски выньте из емкости и разложите в помещении. Спустя несколько часов посмотрите, не приняла ли бумага розовато-красный оттенок. Если приняла, значит, йодистая медь вступила в реакцию с ртутью, образовав комплексное соединение Сu2(HgI4), то есть воздух загрязнен парами ртути! Срочно принимайте меры по удалению источника загрязнения и обеззараживанию помещения.

Совет 3: Как очистить пол от ртути

Если вы разбили градусник с ртутью или ртутную лампу, то не стоит паниковать, ситуация не предельно опасная. Нужно просто собрать все шарики ртути с поверхности. Сложнее, если ртуть проскользнула в места в труднодоступные места, например, в щели пола или под плинтус. Постепенно она начнет испаряться, а пары уже могут привести к отравлению. Вот почему нужно постараться найти все шарики ртути и собрать их как можно быстрее.
Вам понадобится
  • - марганцовка
  • - хлоросодержащие средство
  • - сера
  • - тонкая металлическая пластинка
  • - кисточка
  • - резиновая груша
  • - скотч или влажный тампон
Инструкция
1
В первую очередь обязательно откройте форточку или окно для понижения температуры в помещении потому, что чем ниже температура, тем меньше испаряется ртуть.
2
Затем попросите людей выйти из комнаты, в которой необходимо собрать ртуть с пола. Закройте дверь, чтобы не разносить ртутные шарики по всей квартире. У входа в комнату постелите коврик, обработанный раствором марганцовки.
3
Теперь можете смело приступать к демеркуризации. Демеркуризация - это меры по предотвращению испарения ртути. Можно взять на вооружение несколько способов:Сейчас все больше и больше появляются комплекты, которые обезвреживают бытовые ртутные загрязнения. Приложенная инструкция поможет вам сделать все правильно, шаг за шагом. Такой комплект необходимо держать в домашней аптечке.
4
Если у вас нет демеркуризационного комплекта, то крупные шарики кисточкой соберите в бумажный конверт. Резиновой грушей вбирайте шарики помельче, а клейкой лентой или влажным тампоном соберите самые мелкие капельки. Собранную ртуть плотно закройте в банке. Затем тщательно вымойте пол и обработайте его раствором марганцовки.
5
Если ртуть попала в места, откуда ее трудно извлечь, то воспользуйтесь старым способом - засыпьте их серой. Если у вас нет серы, то воспользуйтесь тонкой пластинкой из металла и просуньте ее в щели. Шарики ртути "притянутся".
6
Если ртуть попала и на мягкие вещи, то вытряхните их, а затем в течение 4 месяцев проветривайте на воздухе.
7
После извлечения ртути, необходимо промыть пол. Самый доступный и действенный способ - раствор мыла и соды (500 г мыла, 600 г соды на 8 л воды). Эффективно обработайте пол и стены 1% йодным раствором, который можно получить, купив 10% раствор йода в аптеке, и развести его в пропорции 100 мл на 1 литр воды. Также хорошо бы промыть поверхность любым хлорсодержащим средством.
Обратите внимание
Важно! Не собирайте шарики ртути в один большой шар.

Не пылесосьте! Пылесос, нагреваясь, увеличивает площадь испарения ртути, а попавшие в него капли, будут потом распространяться в виде паров.
Совет полезен?
И запомните! Ни в коем случае не выкидывайте ртуть в мусорные баки и туалет.

В хорошо закрытой стеклянной банке отнесите ртуть в СЭС.

Совет 4: Как определить влажность пара

Для определения влажности пара современные специалисты часто используют специализированные приборы, основанные на механическом отделении воды, на перегреве при помощи электрического тока и т.д. Но как определить влажность пара, если подобного рода устройств не имеется под рукой?
Вам понадобится
  • - два термометра (жидкостных ртутных);
  • - небольшой кусок марли;
  • - сосуд;
  • - таблица для определения точки росы;
  • - психрометрическая таблица.
Инструкция
1
Способ первыйОтберите небольшую пробу воздуха в подготовленный заранее герметичный сосуд. Охладите сосуд с содержимым. Охлаждая воздух в сосуде, необходимо постоянно контролировать весь процесс, чтобы не упустить того момента, когда на стенках сосуда появятся капли росы.
2
Зафиксируйте температуру, при которой образуются первые капли росы. Именно эта цифра и будет точкой росы, при которой имеющийся в сосуде пар будет становиться насыщенным и начнет постепенно превращаться в жидкость.
3
Определите по таблице плотность насыщенного пара, соответствующую измеренной температуре. Полученная цифра будет показывать абсолютную влажность пара.
4
Способ второйВозьмите два подготовленных термометра. Обмотайте пузырек одного из них, в котором находится ртуть, несколькими слоями марли. Опустите обмотанную часть в воду и выньте на воздух. Подождите, пока температура не зафиксируется на термометрах. При этом следует знать, что температура на влажном термометре будет ниже, чем на сухом. Запишите температуры и найдите их разность.
5
Найдите по психрометрической таблице столбец со значением, которое показывал сухой термометр. Взять можно самое близкое значение в таблице, если не имеется точного. Проведите по строке до пересечения столбцов, в котором стоит цифра, соответствующая высчитанной разности температур.
6
Посмотрите цифру. Она будет указана в процентах и будет означать относительную влажность (φ). Найдите по второй таблице плотность насыщенного пара (ρн) для температуры, показанной сухим термометром.
7
Найдите влажность пара, умножив найденную относительную влажность (φ) на плотность насыщенного пара (ρн) и разделив полученный результат на 100%, то есть по формуле: ρ = φ *ρн / 100%

Совет 5: Что делать при отравление ртутными парами

Ртуть – очень опасный металл, пары которого могут нанести здоровью человека непоправимый вред. Однако это вещество присутствует в каждом доме в энергосберегающих лампах, ртутных градусниках, обычных предметах быта.
Несомненно, в предметах быта количество ртути невелико, но в случае повреждения весьма хрупкой стеклянной капсулы его достаточно для медленного отравления организма. На всякий случай следует знать, что предпринять, когда лампа или градусник разбились.

Сбор ртути

Если разбился градусник, следует быстро собрать ртуть. Для этих целей не подойдет пылесос, так как он, наоборот, распылит этот жидкий металл по комнате. Лучше взять клизму и собрать ртуть в нее. Затем следует унести ее пункт утилизации. Выбрасывать в мусорный ящик ртуть не следует, так как от этих действий могут пострадать люди.

Симптомы отравления парами ртути

Если после сбора ртути человек ощущает боль при глотании, интенсивную головную боль, частый кашель, металлический привкус во рту, расстройство пищеварения, слабость и сонливость, озноб, то можно говорить об отравлении ее парами. В этом случае необходимо быстро принимать меры, иначе серьезных осложнений просто не избежать. Причем вышеописанные симптомы могут появляться и вместе, и порознь.

Лечение

Лечение отравления ртутью сводится к полному и быстрому выведению этого металла и его солей из организма. Кроме этого, нужно облегчить общее состояние больного за счет ликвидации последствий отравления и снятия симптомов. Без помощи медиков делать это не рекомендуется. Лечение необходимо проводить в условиях стационара даже при наличии определенных препаратов. Попытки больного справиться с отравлением самостоятельно отнимают драгоценное время.

В больнице для лечения отравления ртутью используются современные препараты, устраняющие этот металл из организма. Среди них можно назвать: «Унитиол», «Таурин», «Сукцимер», «Метионин», «Аллитиамин». Врач подбирает препараты в зависимости от степени отравления, выраженности симптомов и переносимости организмом больного тех или иных веществ. Если человек проглотил ртуть или ее соли, то необходимо сначала очистить организм от остатков проглоченного вещества. Потребуется, не дожидаясь приезда неотложной медицинской помощи, срочно вызвать рвоту. В этом случае удастся уменьшить негативное воздействие металла. Важно помнить, что ртуть самостоятельно не выводится из организма, а имеет свойство накапливаться в нем, а это впоследствии приведет к летальному исходу.
Полезный совет
Пары ртути чрезвычайно ядовиты, вызывают тяжелые заболевания целого ряда органов человеческого организма. Многие жители и гости Санкт-Петербурга, любуясь Исаакиевским собором, даже не подозревают, что несколько десятков людей, занятых золочением его купола, умерли или стали инвалидами, потому, что при этой работе использовался амальгамный метод (с применением ртути). Даже один-единственный ртутный градусник, разбитый в квартире, может причинить беду. Тем более что пары ртути не имеют запаха и до поры ничем о себе не напоминают.
Источники:
  • определение ртути
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500