Совет 1: Как определить пары ртути

Ртуть – это единственный металл, который при нормальных условиях представляет собою жидкость. Она используется в измерительных устройствах, в вакуумных насосах. Соединения ртути применяют в качестве веществ-детонаторов, а также в медицинском деле и сельском хозяйстве. Известные всем люминесцентные лампы тоже светятся благодаря парам ртути. Это вещество до сих пор используют в гидродинамических подшипниках, подвергающихся особо тяжелой нагрузке. Как же их обнаружить в воздухе?
Инструкция
1
Есть простой и наглядный способ, основанный на качественной реакции ртути с иодидом меди. Образующееся при этом вещество с формулой Cu2(HgI4) имеет розово-красный цвет. Чем выше концентрация ртути, тем, соответственно, более интенсивная у него окраска.
2
Чтобы изготовить индикатор, понадобится пористая фильтровальная бумага, любая растворимая соль меди, например, хлорид, сульфат, раствор соли йодида калия, или йодида натрия, а также раствор сульфита или гипосульфита натрия.
3
Бумага нарезается полосками (размер непринципиален, но для удобства лучше некрупными), обмакивается в раствор соли меди, после чего ее извлекают, немного подсушивают, и окунают в раствор соли йода. Образовавшаяся йодистая медь будет находиться главным образом в порах фильтровальной бумаги, а йод – на поверхности, из-за него бумага «побуреет». После чего полоски помещают в раствор сульфита (гипосульфита) натрия. Йод удаляется (это видно по обесцвечиванию бумаги). Полоски следует промыть в чистой воде, подсушить. Они готовы. Желательно хранить их в темном месте, в закрытой емкости.
4
Если возникло подозрение, что в воздухе присутствуют пары ртути, надо положить по одной полоске в каждом проверяемом помещении. Через несколько часов, проверяем, не изменился ли их цвет. Если он стал розовато-красным – это сигнал тревоги. Значит, в воздухе есть ртуть! Надо принимать меры по обнаружению и удалению источника этого яда.

Совет 2: Как найти ртуть

Ртуть – уникальный элемент, ведь она является металлом, находящимся при нормальных условиях в жидком виде! Больше таких металлов нет во всей таблице Менделеева. Пары ртути чрезвычайно ядовиты и приводят к тяжелым отравлениям, поэтому, очень важно вовремя обнаружить их наличие в воздухе! Ведь особое коварство этого элемента в том, что до поры до времени его негативное влияние никак не проявляется.
Вам понадобится
  • - фильтрованная бумага;
  • - соль меди;
  • - раствор йодистого калия.
Инструкция
1
Возьмите фильтровальную бумагу (лучше с крупными порами), любую растворимую соль меди, например, медный купорос, раствор йодистого калия и раствор гипосульфита натрия (он же - тиосульфат натрия, раньше широко использовался как компонент «закрепителя» в фотографическом деле).
2
Нарежьте бумагу прямоугольными полосками небольшого размера, например, 2х5 см. Обмакните эти полоски в раствор медного купороса. Потом, немного подсушив, обмакните их в раствор йодистого калия. Бумага быстро станет коричневой.
3
После этого полоски прополощите в растворе гипосульфита натрия. Бумага обесцветится. После промывания в чистой воде и подсушивания полоски готовы к употреблению. Их следует хранить в темной, плотно закрытой емкости.
4
В чем смысл проведенных процедур? Сначала полоски пропитывались солью меди, оседавшей на всей поверхности бумаги (в том числе, и в ее порах). Потом, при взаимодействии медного купороса с йодистым калием, образовывалась новая соль – йодистая медь, и выделялся чистый йод. Соль «концентрировалась» в порах, а йод – на «гладких» участках бумаги, из-за чего она и принимала коричневый цвет. После промывания раствором тиосульфата натрия, йод удалялся, а йодистая медь оставалась в порах полосок. И с этого момента бумага становилась «индикаторной», пригодной для обнаружения ртути.
5
Когда необходимо проверить, не содержатся ли в воздухе пары ртути, приготовленные индикаторные полоски выньте из емкости и разложите в помещении. Спустя несколько часов посмотрите, не приняла ли бумага розовато-красный оттенок. Если приняла, значит, йодистая медь вступила в реакцию с ртутью, образовав комплексное соединение Сu2(HgI4), то есть воздух загрязнен парами ртути! Срочно принимайте меры по удалению источника загрязнения и обеззараживанию помещения.
Полезный совет
Пары ртути чрезвычайно ядовиты, вызывают тяжелые заболевания целого ряда органов человеческого организма. Многие жители и гости Санкт-Петербурга, любуясь Исаакиевским собором, даже не подозревают, что несколько десятков людей, занятых золочением его купола, умерли или стали инвалидами, потому, что при этой работе использовался амальгамный метод (с применением ртути). Даже один-единственный ртутный градусник, разбитый в квартире, может причинить беду. Тем более что пары ртути не имеют запаха и до поры ничем о себе не напоминают.
Источники:
  • определение ртути
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500