Совет 1: Как сыграть мелодию на гитаре

Гитара – универсальный инструмент, способный исполнять как мелодические, так и гармонические (аккордовые) партии. Это свойство обусловлено как богатством технических приемов, пригодных для исполнения сольных номеров, так и возможностью брать одновременно несколько нот (по количеству струн). Исполнение мелодии на гитаре – самый ответственный вид игры, демонстрирующий мастерство музыканта.
Инструкция
1
Начните с небольших мелодий, на одну-две строки. Нотный текст требует глубокого анализа, а с большим объемом вы сразу не справитесь.
Просмотрите мелодию. Представьте ее на грифе: какими пальцами будете играть ту или иную ноту, какую струну и на каком ладу зажмете, как удобнее перейти к следующему фрагменту. Все свои мысли карандашом отметьте над или под нотами.
2
Сыграйте первые 2-4 такта мелодии в очень медленном темпе. Если вы успеваете взять все ноты правильными пальцами и соблюсти ритм, значит, темп выбран правильно. Для удобства считайте вслух.
Со второго проигрывания обращайте внимание на штрихи: удар сверху или снизу, легато или стаккато, форшлаги, вибрато и т.д. Эти детали существенно усложняют работу, но позволяет воспринимать мелодию не как набор звуков, а эмоционально окрашенную мысль.
Проиграйте фрагмент несколько раз, постепенно увеличивая темп до оригинального. В нем сыграйте 3-5 раз и переходите к следующему фрагменту в 2-4 такта. Проработайте его таким же образом и совместите с первым.
3
Помимо, собственно, исполнительства, изучайте дисциплины музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, историю. Для каждой эпохи и каждого стиля характерно то или иное отношение к украшениям в исполнении, способы звукоизвлечения и т.д. При изучении новых произведений учитывайте все эти тонкости, чтобы в точности воссоздать произведение в духе композитора.
4
Постепенно усложняйте материал. Занимайтесь регулярно, хотя бы по 30 минут каждый день. Разбор каждой мелодии начинайте со зрительного анализа. При необходимости обратитесь к педагогу, чтобы прояснить трудности и контролировать свои успехи. При самостоятельной игре начинающий гитарист может приучить руку к неудобному или неестественному положению, что приводит к снижению скорости игры и качества звука.

Совет 2: Как научиться импровизировать на гитаре

Импровизация – от латинского «непредвиденность» - в узком смысле умение сочинять мелодию на ходу на основе гармонической последовательности ритма или другой «канвы». Однако умение импровизировать приходит к музыканту не в первые уроки, а лишь по достижении определенного опыта и знаний.
Инструкция
1
Освойте полный курс обучения игре на инструменте: базовые техники, штрихи, музыкальная теория, история, сольфеджио и инструментовка. Чем больше вы знаете, тем шире арсенал средств, которыми вы сможете оперировать в будущем при импровизации.
2
Попросите партнера по музыкальному коллективу сыграть для вас цепочку аккордов несколько раз. Это может быть одна из стандартных цепочек, описанных ниже, или ваша собственная. Главное – чтобы каждый аккорд длился определенное количество тактов, а общее количество тактов было кратно четырем или восьми.
Фригийский ход: Am, G, F, E7.
Золотая секвенция: Am, Dm, G, C, F, Bdim, E7, Am.
Джазовая вертушка: C, Am, F, G.
Вариант джазовой вертушки: C, Am, Dm, G.
Другой вариант вертушки: C, A, D, G7.
Последовательность, не имеющая названия: Am, F, G, E7.
Все аккорды можно транспонировать в другую тональность – поднять или опустить на любой интервал по вашему желанию.
3
Пока ваш партнер играет выбранную вами гармоническую последовательность, начните играть ступени пентатоники ля-минора. Применяйте различные техники: легато, стаккато, теппинг, флажолеты. Меняйте ритмику так часто, как сочтете нужным. Прислушивайтесь к партнеру. Обращайте внимание, какие ходы звучат красиво, а какие фальшиво. Используйте хроматизмы – повышение или понижение ступени на полтона. Эти побочные звуки особенно приятно звучат в форшлагах и подтяжках.
4
В групповой импровизации в какой-то момент вам придется отойти на задний план: оставьте мелодию, играйте только аккорды. Ваш партнер перехватит инициативу. Слушайте его, перенимайте его достоинства, отмечайте недостатки.
5
Постепенно усложняйте импровизацию: добавляйте сложные размеры, триоли, удлинения квадрата и т.д. Используйте все средства, которые знаете, но в умеренных количествах: импровизация на гитаре не должна превратиться в показ своих технических возможностей. Это средство выражения музыкальной мысли.

Совет 3: Как научиться играть блюзы на гитаре

В основе блюзового ритма – пентатоника, гамма из пяти нот без второй и шестой ступени. Проще всего начинать знакомство с блюзом, выучив ля-минорную пентатонику, на которой строится множество мелодий.
Инструкция
1
Пентатоника в Am играется от пятого лада шестой струны до пятого лада первой струны. Удобнее всего играть блюзовые мелодии со слайдером (металлической трубочкой, надеваемой на палец), он придает извлекаемому звуку характерный «скользящий» характер. Отыграйте данный лад, чтобы прочувствовать его тон, после чего начинается самое простое и, вместе с тем, самое сложное – импровизация. Постарайтесь играть, как рука ляжет, не задумываясь о том, что сыграть.
2
Вторым шагом будет работа под аккомпанемент. Поставьте запись, под которую хотите импровизировать, или попросите кого-нибудь подыграть вам. Одна из возможных мелодий для отработки блюзового исполнения выглядит так: квинтовый аккорда Ля на два такта, потом один такт Ре, затем снова Ля. По одному такту Ми и Ре, затем опять два такта Ля. Потом все повторяется. По ля-минорной пентатонике интересно импровизировать под такой аккомпанемент. Повторяйте небольшой мотив (например, продолжительностью в один такт) на протяжении всего исполнения. При смене аккордов произведение приобретет характерный блюзовый колорит.
3
Все рекомендации и уроки достаточно условны. Множество мастеров блюза вовсе не ведали нотной грамоты, что не мешало им создавать шедевры. Так что, если у вас за плечами не имеется джазового колледжа или даже музыкальной школы, не отчаивайтесь! Больше занимайтесь и больше слушайте хорошую музыку, тогда вы сумеете выполнить главную задачу музыканта – выражать эмоции посредством звуков.
Видео по теме
Источники:
  • Блюзовый лад
Обратите внимание
Этот сайт, по сути, является самоучителем игры на акустической гитаре. Здесь Вы найдете всю необходимую для новичков информацию - как устроена гитара, как ее правильно выбрать, как настроить гитару, как играть аккорды, различные приемы игры и многое другое. Успехов в освоении игры и надеемся наши уроки игры на гитаре помогут вам!
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500