Совет 1: Как научиться отказывать людям

Отказ – неотъемлемая часть жизни человека. Если люди не будут говорить «нет», ими будут пользоваться все, кому не лень. Что делать, если при отказе вы чувствуете себя виноватым? Как избежать ненужных угрызений совести? Научитесь правильно отказывать людям.
Инструкция
1
Определитесь, хотите ли вы делать то, о чем вас просят. Когда к вам поступило какое-то предложение, вы должны уяснить для себя, действительно ли вы хотите это делать. Отвечать на предложение можно только в том случае, когда вы четко определились, нужно вам это или нет. Скажите себе: «Нет, мне это не нужно!».
2
Скажите «нет» своему собеседнику. Не бойтесь обидеть человека. Если вы сделаете все правильно, то обиды или явной злости не последует. Аргументируйте свой отказ. Приведите причины, по которым вы не можете или не хотите исполнить просьбу. При разговоре чаще используйте местоимение «я». Говорите четко, не путаясь. Не оправдывайтесь, а именно аргументируйте!
3
Назовите причину отказа. Причина может быть как реальной, так и вымышленной. Однако помните, что она должна быть понятной собеседнику. Он должен согласиться с вами и принять ваш отказ. Не грубите и не будьте резки. Говорите спокойно, устремите свой взгляд на переносицу собеседника. Бегающий взгляд и неуверенность в голосе могут дать понять собеседнику, что вы некомфортно себя чувствуете, и он надавит на вас.
4
Откажите, сделав комплимент. Отказывая, скажите собеседнику что-нибудь приятное. Например, вы можете сказать: «Отличная идея, но…». Человек должен понять, что вы хотите исполнить его просьбу и, если бы не обстоятельства, вы обязательно исполнили бы ее.
5
Повторите свой отказ. Психологи утверждают, что человеку требуется услышать отказ трижды, прежде чем он поймет, что получить согласие уже невозможно. Будьте терпеливы. На все уговоры отвечайте твердым отказом. Будьте спокойны и держите себя в руках.
6
Тренируйтесь с друзьями. Попросите друга, чтобы он приставал к вам с какой-либо просьбой. Отказывайте ему. Просите его указывать на ваши недостатки и ошибки при отказе: бегающий взгляд, неуверенный голос, мягкость. Со временем отказы будут даваться вам намного проще.

Совет 2: Как научиться отказывать

Есть категория людей, которые всегда живут за чужой счет, причем живут припеваючи. Они устраивают свое личное благополучие, паразитируя на людском участии и сочувствии. Вы платите за них в ресторанах и кинотеатрах, вы сдаете за них отчеты, вы тратите на них свои деньги и время. Пользуясь вашей добротой, они умеют все обставить так, что желание помочь им у вас возникает непроизвольно. С этим можно и нужно бороться.
Инструкция
1
Начать следует с простого – осознайте наличие проблемы. Без этого изменить ситуацию будет невозможно. Попробуйте понять, насколько бескорыстными являются ваши отношения. Если проанализировать, нетрудно увидеть мотивы, которыми движим ваш друг, любимый человек или коллега.
2
Постарайтесь выявить моменты, которые кажутся вам подозрительными, а затем мягко и тактично откажите близкому человеку в какой-либо мелочи. После этого понаблюдайте за его реакцией. Если человек не обратит особого внимания на произошедшее, вашим отношениям ничего не угрожает. А вот если человек покажет свою обиду и постарается вновь что-то получить от вас, лучше заранее настройтесь на скорый разрыв отношений – человек поймет, что с вас нечего взять и перестанет к вам обращаться.
3
С коллегами дело обстоит немного сложнее, так как коллеги-паразиты вполне способны сломать вам жизнь. Отказывать им нужно еще мягче и как можно более ненавязчиво. Первый раз можете сказать, что торопитесь сдать отчет и просто не имеете времени помочь, в другой раз с самым серьезным видом сообщите о важной встрече. Всякий раз продолжайте тактично, но неуклонно «гнуть свою линию». Главное – ни в коем случае не дайте понять коллеге, что вы знаете все о его потребительских намерениях. Поверьте, такой паразит сам по себе ретируется через некоторое время, поскольку вы потеряете всю ценность в его глазах.
4
Сказать первый раз милому и дружелюбному человеку «нет» всегда сложно, но, сделав это однажды, в следующий раз отказать будет проще. Наблюдая за человеком некоторое время, вы будете ясно понимать, кто перед вами и что ему от вас нужно.
Видео по теме
Совет полезен?
Помните, быть дружелюбным и оказывать помощь нужно, с этим никто не спорит, но всему должна быть мера. Излишняя доброжелательность превращает безотказных людей в источник легкой наживы, и многие этим активно пользуются.
Полезный совет
Помните: когда вы отказываете человеку, вы не сознательно обижаете его, а делаете то, что нужно вам.
Источники:
  • Энциклопедия практической психологии
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500