Инструкция
1
Проанализируйте угрозу появления новых конкурентов. Надо оценить, насколько им легко или сложно приобрести нужное оборудование, навыки и т.д., чтобы забрать у компании часть прибыли. Если барьеры для входа в отрасль невысоки, конкурентная борьба может обостриться. В таком случае руководство компании заранее должно решить, есть ли шансы на победу в ценовых войнах.
2
Выясните угрозу появления товаров-заменителей. Если компания занимается производством упаковки из жести, клиенты могут перейти на дешевую пластиковую упаковку. Возможно уменьшение спроса на жесть, тогда конкуренция между производителями возрастет пропорционально уменьшению спроса. По аналогии сделайте анализ условий, в которых работает компания.
3
Узнайте, каковы рычаги воздействия покупателей. Когда покупателей много, их воздействие на продавцов невелико. Если же клиентов в отрасли мало, они могут сталкивать конкурентов друг с другом, вынуждая снижать цены.
4
Оцените рычаги воздействия поставщиков. Если поставщики компании имеют клиентов в других отраслях, они могут навязывать компании условия.
5
Проанализируйте соперничество между существующими фирмами. Острота соперничества зависит от сил, проанализированных на 4-х предыдущих шагах.
6
Выберите подходящую стратегию развития. Если 5 сил в отрасли указывают на высокую конкуренцию, компания должна быть готова к варианту малозатратного производства и оказанию дополнительных услуг, решающих проблемы клиентов.
7
Рассмотрите варианты введения жестких правил. Компания может лоббировать законы, соблюдение которых окажется трудным для конкурентов. Тогда 5 сил, действующих на рынке, изменят степень влияния друг на друга.