Совет 1: Как измерить реакцию Манту

Манту представляет собой подкожное введение туберкулина в область предплечья. На месте укола формируется ответная иммунная реакция по типу гиперчувствительности. Ее степень может помочь диагностировать развитие туберкулеза и оценить, нуждается ли ребенок в ревакцинации.
Инструкция
1
Реакция Манту оценивается строго через 72 часа после введения туберкулина, причем оценивает ее медицинский работник. Постарайтесь проконтролировать, чтобы замеры пробы были произведены вовремя.
2
Измерение проводят с помощью линейки, располагая ее перпендикулярно оси предплечья. Таким образом замеряют размер папулы – припухлости кожи в области введения туберкулина. Если папула отсутствует, то оценивают покраснение кожи (гиперемию).
3
Отрицательной реакцией Манту называют полное отсутствие какого-либо ответа организма, соответственно, в месте инъекции есть только след от укола. Сомнительный результат – папула диаметром 2-4 мм или наличие только гиперемии. При реакции 5 мм и более можно говорить о положительной реакции, если же размер папулы превышает 17 мм, то такую реакцию называют гиперергической.
4
Обычно у детей, привитых от туберкулеза в роддоме, первые 5 лет наблюдается положительная реакция Манту, которая со временем угасает. Если же она отрицательная, то это говорит о том, что вакцинация оказалась неэффективной, в таком случае прививку необходимо повторить.
5
Гиперергическая реакция, увеличение лимфатических узлов, красный след от пробы Манту до локтя, появление пузырей в области введения пробы могут свидетельствовать о том, что произошло инфицирование возбудителем туберкулеза. Если у вашего ребенка наблюдается такая реакция, то обратитесь к фтизиатру, он оценит, истинная это реакция или ложная, назначит необходимые дополнительные обследования.

Совет 2: На какой день проверяют Манту

Проба Манту создана для диагностирования заражения туберкулезом, что и объясняет регламент выполнения пробы каждые полгода среди детей вплоть до окончания школы.

Проба Манту

Проба Манту является обязательной для всех детей в возрасте от одного года до 18 лет. Если ребенок не привит вакциной БЦЖ, то ему необходимо ставить пробу два раза в год. Проба ставится только сотрудниками общей лечебной сети, прошедшими обучение в противотуберкулезном диспансере.

Проба Манту проводится с ограничениями: ее нельзя проводить дома или во время карантина по инфекционным заболеваниям. Между пробой Манту и любой профилактической прививкой должен пройти один месяц. Точно такое же время необходимо подождать после выздоровления ребенка от любого острого заболевания. Перед проведением пробы каждый ребенок проходит общий медицинский осмотр.

Оценка пробы Манту

Капсулы пробы Манту заполнены туберкулином – аллергеном, неспособным вызвать туберкулез. Однако по реакции организма ребенка на эту пробу врач может сделать некоторые выводы. Этим и объясняется необходимость повторного осмотра детей после пробы.

При технически правильном введении аллергена под кожу на ее поверхности выступает «лимонная корочка». При положительной реакции ее сменяет характерная папула, которая по внешнему виду напоминает обычный укус комара.

Проба Манту оценивается через 72 часа после укола. Врач измеряет размер папулы, используя прозрачную линейку с миллиметровыми делениями. Также он измеряет размер инфильтрата в поперечном сечении. При отсутствии папулы регистрируется гиперемия.

Реакция Манту:

- отрицательная уколочная реакция размером 1-2 мм;
- сомнительная реакция диагностируется при инфильтрате размером 2-4 мм;
- положительная реакция диагностируется при инфильтрате размером 5мм и более;
- также есть риск развития у ребенка гиперэргической реакции организма на пробу Манту размером 17 мм и более.

Если ребенку была сделана прививка вакциной БЦЖ, то в первые 4-5 лет жизни у него постоянно будет фиксироваться стойко положительная реакция более 5 мм, но не больше 16 мм. С возрастом она постепенно угасает. Это явление считается совершенно нормальным и называется «поствакцинальной аллергией».

Однако существуют и другие варианты реакции детского организма, что наталкивает подозрения на неэффективность вакцинации и ее повторное выполнение. Но самый тревожный сигнал, когда реакция Манту сопровождается появлением пузырьков или увеличением лимфоузлов. Все эти признаки указывают на факт инфицирования ребенка возбудителем туберкулеза.
Источники:
  • Что такое проба Манту и почему она бывает ложно-положительной?
Обратите внимание
Обратите внимание на противопоказания для реакции Манту: кожные заболевания, эпилепсия, обострение хронических заболеваний, аллергия, индивидуальная непереносимость компонентов пробы.
Полезный совет
Для того, чтобы уменьшить риск ложноположительной реакции, проследите, чтобы ребенок не мочил область инъекции в первый день и не расчесывал ее.
Источники:
  • как уменьшить манту
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500