Совет 1: Как найти метафору

Метафора – это употребление слова или группы слов в переносном значении, сближение двух понятий на основании того или иного сходства между ними. Данный прием часто используется в художественной литературе и в журналистике, чтобы произвести более сильное впечатление на читателя.
Инструкция
1
Для того чтобы найти метафору в тексте, сначала прочитайте текст целиком. Обратите внимание на стиль текста. Художественный и публицистический тексты будут использовать несколько разные метафоры. В научном тексте метафоры чаще всего отсутствуют. Метафора в тексте научного содержания звучит неуместно или позволяет отнести текст к публицистике.
2
Для метафоры в художественной литературе, независимо от того, относится ли текст к прозе или поэзии, используется термин «поэтическая метафора». Поэтическая метафора редко ограничивается одним словом или словосочетанием. Чаще это так называемая «развернутая метафора», когда какое-либо явление действительности описывается иносказательно. Например, Ф.И. Тютчев метафорически описывает грозу следующим образом: «…ветряная Геба,/Кормя Зевесова орла,/Громокипящий кубок с неба,/Смеясь, на землю пролила». Такие метафоры, скорее всего, бросятся в глаза уже при первом прочтении.
3
Метафоры в публицистическом тексте будут короче (хотя и не всегда) и прозрачнее. Для автора такого текста важно, чтобы каждый читатель однозначно понял, о чем идет речь, чтобы текст читался легко и читателю не приходилось надолго задумываться о смысле фразы (тогда как автор художественного текста порой преследует цель прямо противоположную). В журнале «Афиша» в статье Даниила Дугаева «Плюс простого человека» встречаем предложение: «Очередное племя готовится мигрировать из фейсбука в Google+». Слово «племя» использовано здесь метафорически и заменяет понятие «пользователи социальных сетей». Метафора в публицистике часто носит оценочный характер.
4
Иногда со временем из-за частого использования метафора перестает восприниматься носителями языка как таковая и превращается в «стертую метафору». Такие словосочетания как «ножка стула», «горлышко бутылки», «язычок ботинка» являются стертыми метафорами.
5
Когда вам кажется, что вы нашли метафору, проверьте свою догадку, попытавшись заменить данное слово или фразу на слово или фразу с прямым значением, перефразировать предложение таким образом, чтобы оно звучало не иносказательно. Если у вас получилось это сделать – значит, вы действительно нашли в тексте метафору.

Совет 2: Как придумать необычную метафору

Метафора - речевой оборот, при котором смысл слова переносится с него на другое слово или словосочетание. Само понятие было придумано древнегреческим философом Аристотелем.
Когда люди только научились говорить, им хватало существительных и глаголов. Затем словарный запас дополнился прилагательными. Этим бы могло все и ограничиться, если бы не желание человека все украшать, разукрашивать и разнообразить для собственного удовольствия. Ну не может дождь быть просто сильным и холодным. Для полноты ощущения у опытного оратора он станет ледяным, зимним, с обжигающими морозными каплями. И звук его будет не просто шелестящим опавшей листвой под метлой дворника, а еще и звенящим и булькающим по водосточным трубам и барабанящим осенний марш по жестяным подоконникам.

Читая классическую литературу, настоящий ценитель часто восхищается прекрасными сравнениями и метафорами. Именно они делают печатное издание не просто информацией с перечислением фактов и действий, а интересным литературным произведением, будящим фантазию и воображение. Как такое можно придумать самому?

Для этого достаточно просто отпустить свои стереотипы погулять и прислушаться к собственным ощущениям. Кстати, фраза «отпустить погулять» - тоже метафора. Для нахождения оригинальной метафоры надо представить, на что похоже то, что хочется красиво описать словами. Не надо бояться быть первым и непонятым. Если один человек сможет увидеть в ночном звездном небе ветрянку у негра или дырявый зонтик, то другой, прочитав эту метафору, обязательно сможет все это представить. Если кому-то густой туман покажется сахарной ватой, то другому, с хорошей фантазией, даже захочется его лизнуть. Только не надо писать определения через союз «как» или «как будто», чтобы вместо метафоры не получить обыкновенное сравнение. Пусть в описании природы ползет над дорогой сахарная вата тумана, а над головой простирается черный зонтик ночного небосвода в мелкую дырочку.

Как ни странно, но в науке метафоры используются также часто, как и в творческих изысканиях. Но приживаются они крепче и надежнее спустя какое-то время. Объясняется это просто – имя, которым нарекают изначально приживается легче, чем то, которым что-то переименовывают. Например, понятие «электрический ток» было названо так сразу, как только ученые о нем узнали. Световую волну тоже никто не может назвать иначе, хотя все знают, что это совсем не та волна, которую мы знаем с рождения.

Существует масса метафор, которые используются так давно и часто, что уже «набили оскомину» читающей и слушающей публике. Например, «устал до смерти», «кровавая луна» или «нос самолета». А ведь эти выражении тоже когда-то были необычными и оригинальными.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500