Совет 1: Как проверить оптрон

Выход из строя оптрона нередко приводит к полной потере работоспособности импульсного блока питания, коммутатора нагрузок или иного устройства, где он установлен. Чтобы убедиться в том, что причиной неисправности стал именно этот элемент, а также в том, что вновь устанавливаемый прибор исправен, необходимо провести несложную проверку.
Вам понадобится
  • - паяльник, припой и нейтральный флюс;
  • - мультиметр;
  • - источник питания;
  • - резисторы.
Инструкция
1
Если оптрон, исправность которого поставлена под сомнение, впаян в плату, необходимо отключить ее питание, разрядить на ней электролитические конденсаторы, а затем выпаять оптопару, запоминая, как она была впаяна.
2
Оптроны имеют разные излучатели (лампы накаливания, неоновые лампы, светодиоды, светоизлучающие конденсаторы) и разные приемники излучения (фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, фототиристоры, фотосимисторы). Также они отличаются цоколевкой. Поэтому необходимо найти данные о типе и цоколевке оптопары либо в справочнике или даташите, либо в схеме того прибора, где он был установлен. Нередко расшифровка цоколевки оптрона нанесена прямо на плату этого прибора.Если прибор современный, можно почти наверняка быть уверенным, что излучателем в нем является светодиод.
3
Если приемником излучения является фотодиод, к нему подключите мультиметр, работающий в режиме измерения постоянного напряжения до 200 милливольт. Во всех остальных случаях приемный элемент оптрона включите, соблюдая полярность, в цепочку, состоящую из источника постоянного напряжения в несколько вольт, резистора, рассчитанного таким образом, чтобы ток через приемник излучения не превысил допустимого, и мультиметра, работающего в режиме измерения тока на соответствующем пределе.
4
Теперь введите излучатель оптопары в рабочий режим. Для включения светодиода пропустите через него в прямой полярности постоянный ток, равный номинальному. На лампу накаливания подайте номинальное напряжение. Неоновую лампу или светоизлучающий конденсатор, соблюдая осторожность, подключите к сети через резистор сопротивлением от 500 кОм до 1 МОм и мощностью не менее 0,5 Вт.
5
Фотоприемник должен среагировать на включение излучателя резким изменением режима. Попробуйте теперь несколько раз выключить и включить излучатель. Фототиристор и фоторезистор останутся открытыми и после снятия управляющего воздействия вплоть до отключения их питания. Остальные типы фотоприемников будут реагировать на каждое изменение управляющего сигнала.Если оптрон имеет открытый оптический канал, убедитесь в изменении реакции приемника излучения при перекрытии этого канала.
6
Сделав вывод о состоянии оптрона, экспериментальную установку обесточьте и разберите. После этого впаяйте оптопару обратно в плату либо замените на другую. Продолжите ремонт устройства, в состав которого входит оптрон.

Совет 2: Как проверить оптопару

Оптопара или оптрон состоит из излучателя и фотоприемника, отделенных друг от друга слоем воздуха или прозрачного изолирующего вещества. Они не связаны между собой электрически, что позволяет использовать прибор для гальванической развязки цепей.
Инструкция
1
К фотоприемнику оптопары присоедините измерительную цепь в соответствии с его типом. Если приемником является фоторезистор, используйте обычный омметр, причем, полярность неважна. При использовании в качестве приемника фотодиода подключите микроамперметр без источника питания (плюсом к аноду). Если сигнал принимается фототранзистором структуры n-p-n, подключите цепь из резистора на 2 килоома, батарейки на 3 вольта и миллиамперметра, причем, батарейку присоедините плюсом к коллектору транзистора. В случае, если фототранзистор имеет структуру p-n-p, поменяйте полярность подключения батарейки на обратную. Для проверки фотодинистора составьте цепь из батарейки на 3 В и лампочки на 6 В, 20 мА, подключив ее плюсом к аноду динистора.
2
В большинстве оптронов излучателем является светодиод либо лампочка накаливания. На лампочку накаливания подайте ее номинальное напряжение в любой полярности. Можно также подать переменное напряжение, действующее значение которого равно рабочему напряжению лампы. Если же излучателем является светодиод, подайте на него напряжение 3 В через резистор на 1 кОм (плюсом к аноду).
3
Оптопара исправна, если при включении излучателя происходит изменение показаний измерительного прибора, а при его отключении показания становятся такими же, как до включения. Исключение составляет динисторная оптопара: после отключения излучателя фотодинистор окажется открытым. Чтобы его закрыть, кратковременно отключите питание измерительной цепи.
4
Убедившись, что оптрон исправен, проверьте его сопротивление изоляции. Разберите измерительную цепь, а затем переключите омметр на самый чувствительный предел. Подключайте щупы прибора между входной и выходной цепью оптопары во всех сочетаниях выводов и в обеих полярностях. Не касайтесь щупов пальцами - электроудара не произойдет, но возможно искажение показаний. Во всех случаях прибор должен показывать бесконечность.
Обратите внимание
Не превышайте токи и напряжения на излучателе и приемнике, а также напряжение между ними. Не работайте под напряжением.
Совет полезен?
Оптопары с открытым каналом работают только тогда, когда между излучателем и приемником ничего нет. Они применяются в качестве датчиков.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500