Инструкция
1
Для удобства все тритоны представляйте в рамках тональности, в нашем случае до-мажор. Поскольку при ключе в ней нет знаков, вам будет проще сосредоточиться на самих интервалах.
В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени («фа» - «си» - увеличенная кварта) и седьмой («си» - «фа» - уменьшенная квинта). Обратите внимание: второй тритон является обращением первого. Остальные тритоны располагаются попарно, по такому же принципу (обращение).
2
В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени («ля-бемоль» - «ре» - увеличенная кварта) и второй («ре» - «ля-бемоль» - уменьшенная квинта). В мелодическом прибавляется пара на седьмой пониженной («си-бемоль» - «ми» - увеличенная кварта) и третьей («ми» - «си-бемоль» - уменьшенная квинта).
В дважды гармоническом мажоре понижается вторая ступень. Таким образом, вторая пара тритонов заменяется на пару от второй пониженной («ре-бемоль» - «соль» - увеличенная кварта) и пятой («соль» - «ре-бемоль»).
3
Тритоны минора стройте в тональности ля-минор (параллельная до-мажору тональность, также не имеет знаков). Первая пара тритонов (в натуральном миноре) строится на шестой («фа» - «си» - увеличенная кварта) и второй ступенях («си» - «фа» - уменьшенная квинта). Обратите внимание: эта же пара встречается в до-мажоре, но ступени имеют другую нумерацию. Иначе говоря, этот тритон общий для параллельных тональностей.
4
В гармоническом миноре еще одна пара тритонов строится на четвертой и седьмой повышенной ступени («ре» - «соль-диез» - увеличенная кварта и ее обращение «соль-диез» - «ре» - уменьшенная квинта). Вспомните: в натуральном мажоре тритон строится именно на этих ступенях.
5
В мелодическом миноре возникает дополнительная пара тритонов на третьей и шестой ступенях («до» - «фа-диез» увеличенная кварта и обращение «фа-диез» - «до» - уменьшенная квинта).
В дважды гармоническом миноре пара на четвертой и седьмой ступенях заменяется на пару на четвертой повышенной («ре-диез» - «ля» - уменьшенная квинта) и первой («ля» - «ре-диез» - увеличенная кварта).
6
В других тональностях стройте тритоны от ступеней, указанных в статье. Ориентируйтесь на знаки при ключе и знаки, определяющие тип лада.