Совет 1: Как посчитать текучесть кадров

Показатели текучести кадров, сигнализирующие, насколько комфортно в работать в компании, говорят не только о деятельности служб персонала. По ним можно судить о существующей системе мотивации, принципах управления, наличии системы адаптации новичков и системы работы с увольняющимися. Это показатели и корпоративной культуры компании, результат работы с персоналом, который косвенно воздействует и на прибыль. Поэтому так важно учитывать эти показатели и контролировать их.
Инструкция
1
Текучесть кадров – частное от деления количества уволившихся по собственному желанию за определенный период на среднесписочное количество работников за тот же период времени. Текучесть кадров выражается в процентах, поэтому результат деления следует умножить на 100. Текучесть кадров рассчитывается для планового (Ткп) и среднего (Ткс) периода по формулам:
Ткп = количество увольнений в плановый период / среднесписочное количество работников в плановый период.
Ткс = среднегодовое количество уволенных *100 / среднегодовое количество работающих.
2
Значение коэффициента текучести кадров в 3-5% считается естественной текучестью. Она связана, в основном, с тем, что какая-то часть работников ушла на пенсию или уволилась в связи со сменой места жительства. Такой показатель способствует естественной и своевременной ротации кадров, он не должен вызывать беспокойства у руководства предприятия и его кадровой службы. Показатели выше 5% могут вызвать значительные экономические потери, создать кадровые, технологические, организационные и даже психологические трудности.
3
Анализируя кадровую политику предприятия, экономисты, кроме коэффициента текучести кадров, используют такие дополнительные параметры, как коэффициент стабильности (Кст) и коэффициент закрепленности (Кз).
Коэффициент стабильности (постоянства) рассчитывается по формуле: Кст = Чсс / Чшт, где:
Чсс – численность среднесписочная,
Чшт – численность сотрудников по штатному расписанию.
4
Коэффициент закрепленности рассчитывается по формуле: Кз = Рв2 / Чсс, где:
Рв2 – число уволившихся сотрудников, чей рабочий стаж на данном предприятии был равен менее 2 лет. Обычно, именно в этой категории работающих наблюдается самая большая текучесть кадров.

Совет 2: Как рассчитать текучесть

Текучесть кадров, то есть нестабильный кадровый состав, отрицательно сказывается на работе любого предприятия. Это показатель того, что на нем работает часть персонала, постоянно находящаяся в процессе обучения, коллектив не сформирован окончательно. Отсутствие стабильности в коллективе всегда является фактором, снижающем производственные показатели и эффективность работы. Как рассчитать текучесть кадров, чтобы при увеличении ее критического значения внедрять программы сохранения персонала?
Инструкция
1
Текучесть кадров – процесс, вызванный неудовлетворенностью работников своим рабочим местом – условиями труда, заработной платой, политикой руководства предприятия. Она может быть внутриорганизационная – связанная с перемещением сотрудников внутри организации и внешняя, когда перемещение трудовых ресурсов происходит между предприятиями, отраслями и сферами экономики.
2
Чтобы рассчитать текучесть кадров для планового периода (ТКП) и среднюю (ТКС), воспользуемся формулами:
ТКП = количество уволенных в плановый период / среднее количество сотрудников в плановый период;
ТКС = среднегодовое количество увольнений*100 / среднегодовая численность сотрудников предприятия.
Коэффициент текучести кадров (КТК) рассчитывается как отношение общего количества увольнений, не вызванных производственной или общегосударственной необходимостью к среднесписочному составу за определенный период.
3
Различают естественную и излишнюю текучесть кадров. Естественная текучесть, связанная с выходом сотрудников на пенсию или с их переездами в другой город, обычно не составляет более 3-5%. Она способствует своевременному обновлению трудового коллектива и не должна вызывать особенного беспокойства.
4
Излишняя текучесть, коэффициент которой превышает 15-20%, как показывают психологические исследования, отрицательно сказывается на моральном климате в оставшемся коллективе, снижает их трудовую мотивацию и корпоративную лояльность. Она разрушает сложившиеся в трудовом коллективе связи и может приобрести лавинообразный характер. Такое явление зачастую можно наблюдать в организациях, когда сотрудники покидают их целыми отделами, своими уже сложившимися рабочими коллективами, имеющими одинаковую мотивацию и устоявшиеся контакты и связи.
5
Экономический ущерб при излишней текучести определяется потерями, вызванными перерывами в работе, необходимостью обучения нового персонала, снижением производительности труда у тех, кто собрался увольняться и у тех, кто принят вновь. Кроме того, увеличивается процент брака и затраты на набор нового персонала. Для рабочих специальностей такой ущерб может составить 7-12% от годовой заработной платы, для специалистов – 18-30%, топ-менеджеров – 20-100%.
Источники:
  • как рассчитать коэффициент текучести
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500