Инструкция
1
Подбор баса на слух, к примеру, в поп-песнях, роке и других эстрадных жанрах, возможен при развитом музыкальном слухе. Этому способствует написание одноголосных, двухголосных и многоголосных музыкальных диктантов – музыкальных отрывков, которые музыкант записывает в нотах, не глядя на оригинал или клавиатуру во время исполнения мелодии.
Диктанты входят в состав уроков сольфеджио – дисциплины, нацеленной на развитие вокально-слуховой координации, музыкального слуха и мышления. В системе профессионального музыкального образования этот предмет обязателен, но, если вы обладаете достаточно сильной волей, занимайтесь сольфеджио самостоятельно.
2
Другие предметы музыкально-теоретического цикла (гармония, полифония) тоже способствуют развитию музыкального слуха. Самостоятельные занятия по ним несколько труднее, чем сольфеджио, но при условии достаточной личной мотивации вы справитесь и с этим материалом.
3
При подборе баса к собственному произведению слух тоже важен, однако у вас перед глазами находится партитура произведения. Вы видите, какой аккорд исполняется в тот или иной момент. Исходя из анализа аккорда, вы можете выставить один из его тонов в басовую партию. Как правило, выбирается прима – основной тон трезвучия. Он придает аккорду большую определенность и твердость. Это правило необязательно к исполнению, вы можете выбрать любой из трех, а то и четырех тонов (в зависимости от типа аккорда).
4
При сочинении басовой партии первоначально записывается только ритмогармония: вы определяете, сколько длится тот или иной аккорд, какой он, ставите приму аккорда карандашом в партию баса. После полного разбора партитуры оформите мелодию баса: разнообразьте ее, соотнося с общим ритмом музыки, добавьте мелкие и крупные длительности, синкопы, предвзятия и т.д. При этом допускается использование неаккордовых звуков.