Совет 1: Как написать мюзикл

Мюзикл – жанр музыкально-театрального искусства, совмещающий в себе музыкальные номера (арии и песни), танцы и речь. Некоторые ошибочно принимают мюзикл за разновидность оперетты. Как любое театрализованное произведение, начинается оно с литературной основы – либретто или сценария.
Инструкция
1
Композитор не всегда является автором стихов к песням и сценария в целом. Чаще для этого приглашается отдельный специалист. Если вы совмещаете обе роли, то освойте азы этой профессии.Изложите идею произведения. Перечислите основных персонажей, опишите их характеры. Внешность описывать не нужно (вообще сценарное искусство не занимается описанием внешности героя), но представить заранее тембр (сопрано или контральто, бас или тенор) можно.
2
Напишите событийный план. Изложите основные действия во время экспозиции, сформулируйте первое поворотное событие, продумайте завязку, развитие, кульминацию, развязку. Реплики пока не пишите.
3
Составьте таблицу из нескольких столбцов. Их названия: действие, длительность, имя персонажа, реплика. Впишите действия и события в первый столбец, заполните остальные. Удобно оформлять такую таблицу (а точнее – уже либретто в форме таблицы) в текстовом редакторе компьютера. Позже вы можете внести исправления, при этом внешний вид сценария не пострадает.
4
Стихотворные фрагменты (тексты будущих песен) формулируйте из расчета восемь строк в одном запеве, три запева в песне; припев может состоять из четырех-восьми строк. Больший объем плохо воспринимается.
5
Используйте юмор. Реплики и поступки героев должны привлекать внимание зрителей, а самый удобный и доступный способ – шутки и смех. Причем это могут быть не только каламбурные фразы, но и абсурдные поступки.
6
На основе либретто пишется музыка. Сочините лейттему для каждого персонажа. Используйте ее в песнях, исполняемых им соло или в дуэтах, но каждый раз немного видоизменяйте, в соответствии с развитием самого персонажа и хода действия. Песни строятся по схеме маленького театра: лишенная накала экспозиция, завязка и развитие, кульминация, затем спад и финал. Заимствуйте приемы у признанных мастеров музыкального театра: так, Уэббер в «И.Х. – суперзвезда» использовал небольшой набор тем, но компенсировал его количеством обработок и добавлением сценических эффектов. Глинка в «Руслане и Людмиле» каждому герою, кроме лейтмотива, давал определенный инструмент.
7
Пропишите инструментальные проигрыши в мизансценах, а также в начале и в финале спектакля. Используйте уже сочиненный материал. В интродукции идите классическим. Через изложение и развитие тем вкратце изложите сюжет: было хорошо, стало плохо, потом очень плохо, потом герой справился и стало лучше, чем было. Схема примитивная, но действенная.

Совет 2: Как написать либретто

Либретто – от итальянского «книжечка» - литературная основа оперы, стихотворные реплики и частично ремарки. Большая часть этого текста становится словами в речитативах и ариях персонажей. От грамотности и логичности либретто зависит успех оперы как драматического произведения, поэтому труд либреттиста нисколько не уступает труду композитора по сложности.
Инструкция
1
Не торопитесь. За редкими исключениями автор не ограничен по времени. Поэтому настройте себя на неспешную, но продуктивную работу. Подготовительный этап может занять до полугода и больше, а написать само либретто получится, возможно, за неделю или меньше.
2
Идея и сюжет. Вполне возможно, что она придет к вам по частям, как паззл: сначала вы увидите облик главного героя, потом главного злодея и все злоключения, а потом увидите цель всех этих приключений. Собирайте материал и записывайте. Если «услышите» строки будущей арии, тоже записывайте и сохраняйте до лучших времен.
3
Драматургия оперы практически не отличается от драматургии кино или театра. Действие делится на экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку, возможно, пролог. Рассчитывайте время на каждый из этих эпизодов: соответственно 10 минут, 10 минут, 40-60 минут, 10 минут, возможно 10 минут.
Как видите, середина – самый длинный участок. Ситуация постепенно усложняется, герой все больше запутывается… чтобы зритель не заскучал во время постоянного утомительного нагнетания, разделите эту часть пополам ложной кульминацией: к примеру, герой достиг своей первоначальной цели (добился руки возлюбленной), но она оказалась пустышкой (девушка глупа или некрасива, а, может, ее отец скряга и давний соперник героя). Ему приходится начинать все с начала.
4
Реплики. Это не просто зарифмованные слова, их нужно будет петь. Поэтому подбирайте простые в произношении слова с небольшим количеством идущих подряд согласных, избегайте сложных сочетаний. Вы можете вкладывать в уста героев просторечные или литературные выражения, по своему желанию и усмотрению. Единственный критерий – соответствие картине произведения. К примеру, опера о подростках-эмо вряд ли может содержать элементы пушкинского языка.
5
Ремарки. Как можно больше глаголов, как можно меньше прилагательных и причастий. Не описывайте костюмы и интерьеры – на это есть художники, костюмеры и работники сцены. И ни в коем случае не выписывайте мыслей героев: все должно быть произнесено вслух. В крайнем случае оставьте намек.
Видео по теме
Обратите внимание
Постановка танцев, детальная разработка мизансцен, другие технические моменты разрабатываются на стадии постановки, а не сочинения мюзикла.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500