Инструкция
1
Посчитайте, на каком слоге слова стоит ударение в рифмованном стихе. Счет ведется от конца слова к началу. Если ударным оказался первый с конца слог, перед вами пример мужской рифмы (пришли – нашли).
2
Когда ударение падает на предпоследний слог, рифму называют женской. В этом случае в словах совпадает больше звуков, потому что задействованным оказывается и следующий за ударным слог.
3
Реже встречаются дактилическая и гипердактилическая рифма. Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.
4
Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения, построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.
5
Строки, рифмующиеся через одну(первая - с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.
6
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.
7
Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются буквами латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.
8
В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и неточные. При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный гласный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.