Совет 1: Как научиться произносить букву "р"

Картавость встречается довольно часто. Существует множество причин, по которым человек не выговаривает букву "р". Есть несколько методик, позволяющих избавиться от картавости. Если уделять упражнениям от 15 минут в день, вы быстро получите результат. Также важное условие - регулярность.
Инструкция
1
У некоторых людей проблема с буквой "р" возникает по чисто физиологическим причинам - короткая уздечка под языком. Разрешить эту ситуацию можно двумя способами. Мини-операция по подрезанию уздечки, она делается очень быстро, и выполнение определенных упражнений, направленных на растягивание уздечки. Например, стараться дотянуться кончиком языка до носа и тому подобное.
2
Если с самим языком у вас все в порядке, устранить картавость вам помогут следующие упражнения. Для начала, выберите несколько скороговорок, в которых часто встречается буква. Например. Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром. Или, рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Скороговорок очень много. Каждый день повторяйте скороговорки. Главное, не останавливаться на пол пути. Сначала будет сложно, но в дальнейшем вы заметите улучшения. Так же будут полезны слова вроде "красногвардеец" и так далее.
3
В течении нескольких минут медленно и без остановки проговаривайте слоги Дэ Тэ Лэ. Затем увеличьте темп, и 5-6 минут быстро проговаривайте те же слоги. Обратите внимание, что при произношении последнего слога кончик языка попадает на холмики над верхними зубами. Получается звук похожий на "р".
4
Теперь последний слог Лэ замените на Дэ. Проговаривайте слоги, старайтесь произносить последний слог не как Дэ, а как Лэ. Медленно проговаривайте около 5 минут. Затем начните ускоряться, пока не получите звук Рэ. Далее начните проговаривать слова: тролль, метро, дрова и так далее, какие только сможете вспомнить.
5
Чтобы правильно произнести букву Р вам нужно кончик языка поднять к небу, но не дотронуться до него.
•Широко раскройте рот, улыбнитесь и проведите языком влево-вправо по внутренней стороне зубов.
•Затем снова широко откройте рот и погладьте языком небо взад и вперед.
•Откройте рот, положите язык на нижнюю губу и произносите звук Ф. Старайтесь, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой.
•Откройте рот и зафиксируйте нижнюю челюсть руками. Широким языком постарайтесь облизнуть верхнюю губу сверху вниз. Не забывайте, что челюсть должна быть неподвижной.
Данные упражнения помогут поставить язык в правильное положение. Далее вам останется только закрепить навыки.

Совет 2: Как избавится от картавости

Некоторым людям трудно дается произношение звука «р». У них получается нечто среднее между «г» и «х». Кстати, именно так звук «р» произносят французы в соответствии с правилами их языка. Такой дефект речи называется картавостью, или грассированием. Как можно избавиться от него?

Как победить картавость

Чтобы получился четкий звук «р», необходимо приблизить кончик языка к небу и коснуться им верхних зубов. При подаче струи воздуха кончик языка завибрирует. Так и образуется звук «р».

Почему этого не происходит у некоторых людей? Это бывает по ряду причин: из-за слабости мышц языка, вследствие укороченности уздечки языка, ограничивающей его подвижность, а также из-за проблем с выполнением целенаправленных движений языком. Есть множество простых, но эффективных упражнений, при регулярном выполнении которых картавость существенно уменьшится или даже вовсе исчезнет.

«Чистка зубов». Двигайте кончиком языка по внутренней стороне зубов верхней челюсти, в одну и другую сторону. Упражнение необходимо выполнять с широко открытым ртом.

«Поглаживаем нёбо». Необходимо широко открыть рот и «поглаживать» нёбо самым кончиком языка, двигаясь от корней верхних зубов так далеко назад, как только можете, а потом возвращаясь обратно.

«Говорить, как индюк». Откройте рот, положите язык на нижнюю губу. Начинайте быстро двигать язык взад-вперед, облизывая губу, и одновременно пытаясь что-то сказать. У вас получится глухой клекот, напоминающий голос индюка.

«Воздушная струя». Открыв рот, положите язык на нижнюю губу и пытайтесь произнести звук «ф». При этом следите, чтобы струя воздуха была узкой (вы должны ощущать, что охлаждается только центральная зона языка, а не его края). Цель этого упражнения – научиться выдыхать длительную и непрерывную воздушную струю, направленную точно вдоль центральной линии языка.

Как закрепить навыки

После того как вы с помощью этих упражнений научитесь правильно двигать языком, нужно переходить к закреплению навыков. Произносите слова, содержащие букву «р» как в начале, так и в середине, и в конце. Сначала используйте короткие слова, состоящие из одного, максимум двух слогов, например, «роза», «рысь», «руль», «гора», «пара», «мера», «топор», «отпор». А потом постепенно переходите к произношению более сложные слов: «карусель», «транспортер», «администратор» и т.д.

Если вы научились достаточно чисто произносить звук «р» в таких словах, можете считать свою задачу выполненной. Для окончательного закрепления успеха полезно время от времени произносить фразы-скороговорки, содержащие много букв «р». Например: «На дворе трава, на траве дрова», «Наши топоры остры до поры» и аналогичные.
Обратите внимание
Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются не эффективными. В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р].
Полезный совет
В одном популярном фильме, девочка, которая не могла говорить букву «Р», нашла выход из положения и слово «рыба» заменила словом «селедка». Но не все дети столь хитры и изобретательны, поэтому продолжают картавить или замолкают, чтобы их не дразнили другие дети. В решение проблемы, как избавиться от картавости, сначала необходимо определить причину этого дефекта.
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написал(а)
Здравствуйте, у меня получается вибрация кончика языка, но почему-то когда смотрю в зеркало на язык при вибрации, получается что вибрирует больше правая сторона кончика языка, может быть я делаю что-то не так? Звук Р из-за этого получается не таким, как у остальных людей или это со временем пройдет?
Осталось символов: 500