Совет 1: Как писать отзыв по стихотворению

Человеку свойственно делиться своими мыслями и впечатлениями, вызванными прочитанными книгами. Иногда одна и та же книга производит на разных читателей противоположное впечатление. Отзыв - это и есть обмен впечатлениями о книге, выражение своего отношения к созданным автором образам.
Инструкция
1
Выберете одну из целей вашего отзыва:
1) привлечь внимание к стихотворению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки художественных образов;
2) желание поделиться впечатлением о прочитанном с людьми, которые находятся далеко;
3) стремление разобраться в прочитанном.
В зависимости от выбранной цели выберете жанр отзыва. Это может быть статья, письмо, эссе.
Отзыв всегда предполагает слушателей, собеседников. Это могут быть друзья, учитель, библиотекарь, широкая аудитория. От того, к кому вы обращаетесь, зависит и форма отзыва, и содержание.
Продумайте название своего сочинения. Хотя слово "отзыв" уже может стать названием.Вместе с тем работа может иметь и другой заголовок: "Стихотворение, которое тронуло", "Приглашение к размышлению", "Уроки любви".
2
Подберите материал и расположите его в зависимости от строения сочинения. Имейте ввиду: отзыв состоит из двух основных частей. В первой части высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось стихотворение. Во второй части обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Четкой грани между частями нет.
Обязательно включите в свою работу свое мнение о том, как автор относится к изображаемым лирическим образам. Оцените, в чем особенности его восприятия, в чем новаторство в создании стихотворения.
Анализ художественных особенностей стихотворения в средних классах может отсутствовать. Но старшеклассники должны включать в свою работу элементы анализа стихотворения. Литературоведение предлагает несколько вариантов анализа. Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.
Вот примерный план анализа стихотворения.
1. Название.
2. Дата написания.
3. Реально-биографический и фактический материал.
4. Жанровое своеобразие.
5. Идейное содержание: а)ведущая тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска чувств, г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
6. Интерпретация стихотворения.
7. Структура стихотворения: а) основные образы; б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола, литота, ирония, сарказм), в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия), г) звукопись (аллитерация, ассонанс), д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки, е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).
3
Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным. С.Я.Маршак говорил: "Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта". Выглядеть это может примерно так.
Как будто внутренность собора -
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Пастернак. Когда разгуляется
Читая стихотворение, я представляю залитую солнцем землю, чистую даль сквозь прозрачную листву. Вдали - маленькую церковь с маковками: луковичками и колоколенкой, Кажется, что со стен глядят лики святых, даже не со стен, а с высоты. Да и церковь - видение, мираж. Нечто нереальное, призрачное, которое уходит в бесконечную даль, так и неразгаданную ни учеными, ни философами. Поэт уловил гармоническую связь между Богом, Природой и Человеком. Его лирический герой искренен в своих чувствах. Разве можно без веры, для красногословца коснуться самого святого: таинства молитвы. Поэтому и дрожь, и слезы счастьяПастернак - волшебник. Поэзия по его велению вмещает и мазок художника, и звук музыканта. Приглядитесь и прислушайтесь к этому стихотворению, и вам откроется новый лик поэзии.
4
Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно.
Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока "Незнакомка", используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.
5
Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написан в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.

Совет 2: Как писать анализ стихотворений

Анализ стихотворного текста развивает способность определять типичные для поэта и его эпохи особенности ритма (стихотворных размеров), способов рифмовки. В анализе обязательно отображается тематика и (если есть) сюжет, а также взгляд автора и его героя на поставленный в произведении вопрос.
Инструкция
1
В начале дайте краткую биографическую справку об авторе. Подробнее расскажите об истории создания стихотворения: место, дата, посвящение и прочие детали.
2
Определите систему стихосложения: она может быть силлабической (основанной на количестве слогов в каждой строке), тонической (основа – количество ударных слогов) или силлабо-тонической (синтез первых двух, самая распространенная система).
3
Исходя из системы, определите стихотворный размер: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест в силлабо-тонике; дольник, тактовик, акцентнтый стих в тонической метрике. Размер определяется количеством слогов между ударениями.
4
Посчитайте количество стоп по ударным слогам. Определите вид рифмы: по точности (точная, приблизительная или отсутствует), по ударности (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая). Исходя из соответствия рифмы и метрики определите, полна ли последняя стопа или усечена. Учтите, что на разных строках строфы рифма может различаться по критерию ударения.
5
Определите объем строфы в строках.
6
Установите способ рифмовки: парная, опоясывающая (простая или сложная), перекрестная, холостая, смешанная.
7
Проанализируйте сюжет и его связь с формой. Опишите, как автор задает вопрос, как ищет на него ответ (если ищет), как относится к проблеме.
8
Дайте собственную оценку произведению: о чем вы задумывались, прочитав его, какие чувства испытали, кому бы посоветовали прочитать (возрастная, профессиональная, другая социально-культурная группа).
Видео по теме
Источники:
  • анализ вершау

Совет 3: Как писать отзыв на произведение

Отзыв – жанр литературы, сочетающий в себе художественный и научный подход. Автор отзыва должен проанализировать то или иное произведение с «анатомической» точки зрения: определить его жанр, назвать художественно-выразительные средства, выявить мотивы поведения героев и автора, найти связь с историческим контекстом. Для автора отзыва это возможность развить в себе талант аналитика, а для читателя – возможность познакомиться с произведением перед чтением.
Инструкция
1
Дайте историко-биографическую справку об авторе: когда он жил, чем занимался. Вашему читателю будет интересно узнать, что сказочник Гофман писал музыку к спектаклям и операм, а еще интереснее узнать, где эту музыку можно послушать.
В этой же части расскажите о политических взглядах автора и о политических силах его времени и страны.
2
Опишите историю создания анализируемого произведения: дата, место, люди, прототипы героев.
3
Определите жанровые особенности произведения и дайте определение жанра. Расскажите, какие особенности ему были присущи в эпоху автора. Объясните, что нового привнес автор в этот жанр, а в чем решил соблюсти традиции. Возможно, он стал основоположником этого жанра, это тоже нужно указать и доказать.
4
Для произведения временного вида искусства (музыка, танец, литература, театр, кино) изложите сюжет произведения по схеме: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – финал. Дайте характеристику героям.
Для произведения архитектурного, художественного, скульптурного и фотоискусства (пространственные виды) опишите суть изображенного.
5
Перечислите используемые средства выразительности: цвет, форма, стилизация, мелодика, гармония, границы кадра, речь, манеры и прочее.
6
Проведите историческую аналогию между жизнью автора и современностью. Объясните, почему произведение остается актуальным по сей день и какой смысл могут извлечь из него читатели, зрители, слушатели.

Совет 4: Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

«Незнакомка» - самое, пожалуй, известное лирическое стихотворение одного из величайших поэтов русского серебряного века – Александра Блока. Это произведение включено и в школьную программу по литературе.

Период работы над стихотворением

«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту измену и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой лирической грустью.
По мнению многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.

Сюжет

Итак, место действия – некий ресторан, в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.

И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в нем.
Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.

Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.

Литературоведческий анализ

Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием мужской и женской рифмы.
Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно подчеркивается лексикой и фонетикой: в начале стихотворения все образы исключительно мрачны и унылы, преобладает «низкая» лексика («лакеи», «пьяницы», «торчат» и т.п.), во второй же части – исключительно «высокая», подчеркивающая «волшебность» и недосягаемость образа.
Обратите внимание
Не сбивайтесь на пересказ стихотворения.
Полезный совет
Прежде чем писать отзыв, внимательно несколько раз прочтите стихотворение. Расставьте все паузы, определите роль авторских знаков препинания.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500