Совет 1: Как научить себя внимательности

Как часто в вашей жизни происходят казусы, рожденные невнимательностью? Вам приходилось возвращаться с полпути потому, что не помните, заперли дверь или нет? Вы ставили на газовую плиту электрический чайник? Если да, то вам срочно необходимо научиться внимательности.
Инструкция
1
Что такое внимательность? Это черта личности человека, которая делает его более обучаемым, наблюдательным. Такой человек лучше и качественнее использует получаемую информацию, тогда как рассеянный может ее просто не заметить. Рассеянность, качество противоположное внимательности. Она может возникнуть из-за слабости нервной системы, недосыпания, сильной усталости, лени или по причине сильной увлеченности человека чем-то одним, когда он полностью не замечает ничего вокруг.
2
Что значит быть внимательным? Это значит научиться жить здесь и сейчас, полностью использовать настоящее, не витая ни в облаках, ни в мечтах. Чтобы понять, какой человек внимательный, а какой нет, вспомните эпизод из рассказа о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, когда они вместе поднялись по лестнице на второй этаж, и первый мог сказать, сколько ступенек он преодолел, а второй – нет. Внимательность человека напрямую зависит от того, насколько у него развиты такие свойства внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение. И именно их нужно развивать, чтобы научить себя быть внимательнее.
3
Попробуйте выполнить, например, такое упражнение. Закройте глаза и сосредоточьтесь на разных источниках шума вокруг вас. Удерживайте их во внимании, отмечайте, когда один источник исчезает, а другой – появляется. Сосредотачиваться можно не только на звуках, но и на всем, что вас окружает – людях, животных, предметах. Попросите близкого человека каждый день незаметно для вас менять что-то в обстановке вашей квартиры – переставить книги, передвинуть часы, поменять местами фотографии. И старайтесь всегда найти эту перемену. Придумывайте себе такие задания постоянно, и тогда, постепенно, произвольное внимание перерастет во внимательность, и вы будете делать это уже неосознанно.
4
Внимательность необходима не только за наблюдением за миром вокруг вас. Как часто человек не обращает внимания на сигналы своего тела, взывающие к помощи! Внимательности к своему телу тоже можно научиться. Попробуйте сделать следующее упражнение. Выделите полчаса, когда вас не будут отвлекать. Можно включить приятную музыку без слов. Прилягте на диван или кровать. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на ощущениях в вашей правой руке. Потом – в левой. Далее проверьте шею, плечи, голову, грудь, живот, ноги. Что вы чувствуете – боль, холод, сдавливание, а может быть негу или приятное ощущение отдохнувшего тела? Повторяйте такие упражнения почаще. Со временем вы научитесь ощущать сразу все свое тело, и будете делать это постоянно и непроизвольно.
5
Что вам даст развитая внимательность? Вы перестанете переедать, т.к. вовремя почувствуете, что сыты. Вы избавитесь от дурных привычек, например, перестанете грызть ногти. Вы никогда не забудете выключить свет, выходя из дома. Вы будете получать максимальное наслаждение от близких отношений с любимым человеком. Ваша жизнь будет наполнена полноценными ощущениями и эмоциями. Стоит ли все это затраченных усилий на тренировку внимательности? Правильный ответ – да!

Совет 2: Как научиться внимательности

Внимательность – это уровень владения вашей жизнью. Чем больше вы управляете вниманием в каждый момент, тем продуктивнее и интереснее любое действие и сама жизнь.
Инструкция
1
Осознайте пользу работы над развитием внимания.

- Часто из-за невнимания тратится время на переделку чего-либо. Например, на работе вы перечитываете информацию и просите повторить поручение, а выходя из дома, вдруг спохватываетесь, выключили ли вы утюг.

- Невнимательность сокращает ощущение радости жизни. Почему бы не превратить монотонный субботний шопинг в приключение? По дороге в магазин загляните в лица прохожих, оглянитесь вокруг – и жизнь станет интереснее!

- Из-за отсутствия внимания ненужный навык со временем становится вредной привычкой, которая живет своей жизнью. К примеру, избавиться от связки «блин» поможет внимание к тому, как вы говорите.

- Недостаток внимания может привести к болезни, расставанию с близкими людьми, притуплению жизненно важных чувств.
2
Работа с вниманием ведется по нескольким направлениям:
- Полная концентрация на одном действии.

- Способность воспринимать и обрабатывать замечания, дополнения, корректировки в процессе выполнения одного действия.

- Способность игнорировать ненужную информацию, отсеивать посторонние шумы (в т.ч. информационные).

- Способность переключать внимание с одного действия на другое.

- Способность продуктивно работать над несколькими делами одновременно (включает в себя навыки первых 4-х направлений). Начинать надо с двух простых дел.
3
Заинтересуйте себя в привлечении внимания. Если нет внутреннего желания (например, на работе), сформулируйте мотивы.
4
Всегда выполняйте работу качественно, делая все от вас зависящее. Если выполняете что-то впервые, не ленитесь обдумать каждый этап и его последствия.
5
Контролируйте, как идут ваши дела. В этом поможет порядок на рабочем месте, порядок в мыслях. Займитесь уборкой.
6
Осознайте себя здесь и сейчас. Внимательно отметьте все, что вас окружает, ваше внутреннее состояние. Поменяйте место или его составляющие (фон, положение вещей, освещение). Отметьте сейчас окружающую обстановку и ваши ощущения.
7
Нарисуйте квадрат 6х6 клеток. В каждой клетке напишите числа от 1 до 36 в разной последовательности черной пастой. Поменяйтесь рисунками с партнером. Теперь последовательно показывайте на числа ручкой (1, 2,.., 36).
По аналогичной схеме сделайте квадраты с числами, написанными красной пастой. Показывайте на числа в обратной последовательности (36, 35,.., 1). Теперь сделайте квадрат и напишите вразброс числа 1-18 – черной, 19-36 – красной. Показывайте на числа: 1 – черное, 36 – красное, 2 – черное, 35 – красное и т.д.
Упражнение учит концентрации и переключению внимания. Со временем увеличивайте количество чисел.
8
Внимание – это психический процесс отображения мира. К психическим процессам также относятся: воля, память, речь, мышление, восприятие, представление, воображение, эмоции, чувства, ощущение. Между ними существует зависимость – развивая одно, вы измените качество другого.
9
Отдыхайте. Если вы переутомились умственно или физически, для восстановления внимания организму необходим отдых.
Видео по теме
Обратите внимание
Развить внимание «впрок» нельзя. Необходима постоянная работа.
Совет полезен?
1. Формирование внимания у каждого человека идет по индивидуальному пути, в зависимости от разных факторов, в т.ч. исходных возможностей человека. Но улучшение этого процесса зависит, в первую очередь, от желания и работы над собой.

2. Работая над вниманием, делайте это осознанно. Не стоит стремиться все заметить – это, наоборот, приведет к рассеянному вниманию. Направляйте внимание только на то, что необходимо в данный момент. Это ключ к пониманию явлений.
Источники:
  • Книга для углубленной работы со вниманием. Чарльз Тарт. Практика внимательности.
Источники:
  • как научится не быть рассеянным
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500