Совет 1: Как построить блок-схему

В настоящее время программисты при написании программ обычно не чертят для них блок-схем. Но в школьном курсе информатики преподаватели нередко до сих пор требуют от учеников сопровождение программ такими схемами. Составлять их совсем несложно.
Вам понадобится
  • - трафарет для черчения блок-схем;
  • - механический карандаш;
  • - ластик;
  • - бумага;
  • - компьютер с доступом в интернет.
Инструкция
1
Начало и конец алгоритма обозначаются овалами. Внутри них помещают, соответственно, слова «Начало» и «Конец». От овала, символизирующего начало алгоритма, исходит одна стрелка вниз, к овалу, символизирующему конец алгоритма, приходит стрелка сверху.
2
Шаги, соответствующие действиям, не связанным с вводом-выводом, обозначаются при помощи прямоугольников. Пример такого действия - вычисление по формуле и присвоение результата той или иной переменной. Стрелка от предыдущего шага приходит к прямоугольнику сверху, а снизу от него исходит стрелка к следующему шагу.
3
Для обозначения шагов, соответствующих операциям ввода-вывода, используются параллелограммы. Такие операции бывают двух видов: присвоение поступивших откуда-либо данных переменной и вывод данных из переменной в файл, порт, на экран, принтер и т.п.
4
Ветвления обозначаются ромбами. В верхний угол ромба приходит стрелка от предыдущего шага, а из его боковых углов исходят стрелки, помеченные как «Нет» и «Да». Они приходят, соответственно, к шагам, выполняемым при несоблюдении и соблюдении условия. Нижний угол ромба оставляется свободным. Само условие (например, равенство, строгое или нестрогое) записывается внутри ромба.
5
Прямоугольник, боковые стенки которого двойные, олицетворяет переход к подпрограмме. После того как в подпрограмме встретился оператор возврата, продолжается выполнение основной программы. Внутри прямоугольника указывается название подпрограммы. Блок-схемы всех подпрограмм помещаются под блок-схемой основной программы либо на отдельных страницах.
6
Чертить блок-схемы удобнее всего через специальные трафареты, пользуясь механическим карандашом. Его можно стирать ластиком, аналогично обычному карандашу, но не требуется точить.
7
Если вы желаете составлять блок-схемы в электронном виде, воспользуйтесь онлайн-приложением под названием Flowchart. При желании можно также освоить особые языки программирования, в которых сам процесс программирования заключается в составлении блок-схемы. Таких языков два: Дракон и HiAsm.

Совет 2: Как рисовать блок-схему

Блок-схема является вариантом формализованной записи алгоритма или процесса. Каждый шаг алгоритма в данном представлении изображается в виде блоков различной формы, которые соединены между собой линиями. В блок-схеме можно отобразить все этапы решения любой задачи, начиная с ввода исходных данных, обработки операторами, выполнения цикличных и условных функций, и заканчивая операциями вывода результирующих значений.
Инструкция
1
Вначале любой блок-схемы поставьте элемент входа в программу. Он обозначается прямоугольником с закругленными краями, внутри него напишите команду «Start». Это будет начальной точкой вашей блок-схемы. Нарисуйте после начальной фигуры прямую линию вниз для продолжения блок-схемы.
2
Как правило, вначале алгоритма производится ввод исходных данных для решения поставленной задачи. Нарисуйте параллелограмм ниже линии так, чтобы он являлся непрерывным продолжением схемы. В параллелограмме напишите производимое действие, обычно это операции чтения данных с экрана (Read nInp) или других устройств. Важно, что введенные вами имена переменных в данном шаге будут использоваться в дальнейшем во всем теле блок-схемы.
3
Выполнение одной или группы операций, любая обработка данных (изменение значения или формы представления) обозначается в виде прямоугольника. Нарисуйте данную фигуру в нужном месте алгоритма при составлении блок-схемы. Внутри прямоугольника запишите производимые действия с переменными, например, операция присваивания записывается следующим образом: mOut = 10*nInp b + 5. Далее также для продолжения блок-схемы нарисуйте линию вниз.
4
Важной составляющей любого алгоритма и соответственно блок-схемы являются условные и цикличные операторы. У данных операторов один вход и два и или более альтернативных выхода. После вычисления условия, заданного оператором, дальнейший переход осуществляется лишь по одному пути. Нарисуйте вход в элемент в виде линии входящей в верхнюю вершину элемента.
5
Для задания оператора условия нарисуйте от данной линии ромб. Внутри фигуры укажите само условие и проведите линии, указывающие дальнейший переход в зависимости от его выполнения. Условие задается в общем случае операциями сравнения (>, <, =). Переход по линии вниз осуществляется при истинном условии, назад – при ложном. Укажите около выходных линий фигуры результаты условия (true, false). Невыполнение условия (false) возвращает к определенному шагу выше по телу алгоритма. Проведите линии под прямым углом от выхода с условия и до нужного оператора.
6
Цикличный оператор обозначается прямоугольниками со скошенными углами. Причем для рисования данного оператора используются две пограничные фигуры. Начало цикла задается фигурой со скошенными верхними углами, конец цикла – фигурой со скошенными нижними углами. В фигуре начала цикла укажите условие работы цикла и между пограничных фигур нарисуйте внутренние операторы цикла.
7
В завершении блок-схемы должен быть указан вывод результирующих данных на носители или на экран. Оператор вывода рисуется аналогично оператору ввода. Изобразите параллелограмм и внутри него операции вывода с использованием выходных переменных.
8
В конце блок-схемы нарисуйте элемент-терминатор – прямоугольник с закругленными краями. Напишите внутри него слово «End». Блок-схема завершена.

Совет 3: Как начертить блок-схему

Блок-схема является универсальной формой выражения алгоритма, которая затем может быть переведена на любой язык программирования. Она создается в виде, пригодном для чтения человеком. Это позволяет проверить правильность составления алгоритма вручную.
Инструкция
1
На конце каждой из линий, соединяющих элементы блок-схемы друг с другом, наносите стрелки. Это позволит точнее определить очередность выполнения действий, особенно, если алгоритм является разветвленным.
2
Начало программы обозначьте овалом, расположенном в верхней части листа. В нем напишите слово «Начало». В конце программы поместите такой же овал, но со словом «Конец».
3
Операции, в ходе выполнения которых происходит обработка данных, но не осуществляется ввод-вывод, изображайте в виде прямоугольников. Внутри каждого из них указывайте, что именно должно происходить (например, в виде формулы, по которой следует производить вычисление).
4
Если в ходе выполнения операции осуществляется ввод-вывод, обозначьте ее в виде параллелограмма. Внутри него укажите, какие данные, откуда и куда выводятся (или вводятся). Например: значение такой-то переменной вводится с клавиатуры, содержимое такого-то массива выводится на экран.
5
Обращение к подпрограмме изображайте в виде прямоугольника с двойными вертикальными (но не горизонтальными) стенками. Внутри него напишите название подпрограммы. Если речь идет не о процедуре, а о функции, укажите, значения каких переменных ей передаются, а каких - от нее принимаются.
6
Саму подпрограмму оформите в виде отдельной небольшой блок-схемы. Она должны иметь собственные начало и конец, обозначаемые так же, как и начало и конец основной программы.
7
Оформлять блок-схему можно как от руки, так и с использованием любого графического редактора. При ручном оформлении большую помощь может оказать набор гибких трафаретов с элементами блок-схем, имеющийся в продаже в некоторых магазинах канцтоваров. Графический редактор может быть как растровым, так и векторным, причем во втором в готовую схему несколько удобнее вносить изменения. Если вы не желаете переводить блок-схему в программу вручную, воспользуйтесь пакетом HiAsm, который позволяет запустить ее на исполнение сразу после создания, как если бы она была программой.
Видео по теме
Источники:
  • как начертить блок схему
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500