Совет 1: Как играть в шахматы по правилам

Шахматы — это и спорт, и наука, и искусство. Играется на доске с 64 клетками между двумя соперников, используются фигуры двух цветов – светлого и темного («черные» и «белые»). В шахматы играют по шахматным правилам при обычной игре, по турнирным правилам ФИДЕ – для игр он-лайн, по телефону и т.д. Правила для национальных вариаций могут отличаться.
Инструкция
1
Игровая доска поделена на квадратные клетки, размер составляет 8х8 клеток по горизонтали поля обозначаются латинскими буквами от a до h, а по вертикали цифрами от 1 до 8. таким образом, любой клетке могут быть даны координаты, например, b4. По цвету клетки чередуются – черный и белый, так что соседствующие клетки всегда разного цвета.
2
У каждого игрока имеется по 16 фигур одного цвета – белого или черного. Игру начинают белые, кому они достанутся, определяет жеребьевка или особые турнирные порядки.
3
Ходят фигуры по определенным правилам. Ни одна фигура не ходит на поле с фигурой такого же цвета, а только на поле противника. Фигура противника считается взятой, когда убирается с доски во время хода.
Фигура слон ходит в любом направлении по диагонали, на которой она стоит. Ладья ходит на любое поле по вертикали или по горизонтали, отходящих от ее клетки. Ферзь может ходить на любое поле по вертикали, по горизонтали или по диагонали от клетки, на которой стоит. Эти три фигуры во время этих ходов не могут переступать через поля, на которых стоят другие фигуры. Конь может ходить на одно из ближайших от своего полей, но не по той же вертикали, горизонтали или диагонали.
4
Король может ходить на любое соседнее поле, не бывшее атакованным ни одной фигурой соперника. Фигуры атакует поле, даже если они не могут ходить.
5
Также король может ходить "рокируясь". Это когда король перемещается с одной из ладей своего цвета по крайней горизонтали, и это считается одним ходом короля. Происходит это так: король двигается со своего поля на два поля в направлении ладьи, потом ладья перешагивает короля на последнее пересеченное им поле. Рокировка не может быть осуществлена, если король уже походил или если уже ходила ладья.
6
Ход считается сделанным, когда игрок отнял руку от фигуры, после того, как переместил ее на свободное поле. Победителем считается игрок, который поставил мат королю соперника.

Совет 2: Как играть в шахматы

Шахматы – одна из древнейших игр, которая относится и к науке, и к спорту, а также имеет миллионы комбинаций. Сложность игры заключается в том, что невозможно с точностью предугадать, какой фигурой пойдет противник, поэтому каждый ход может стать роковым.
Инструкция
1
Несмотря на очевидную тактическую сложность, обучиться игре могут даже школьники начальных классов. Перед тем как начать поединок, расположите перед собой игровое поле, состоящее из 64 черно-белых клеток. В правом нижнем углу должна быть белая клетка. В «арсенале» у игроков есть 32 фигуры. На поле черные и белые выстраиваются так: на ближнем к краю ряду по краям ставят две ладьи, затем по направлению к центру - два коня, затем – два слона. На клетку d1 ставится ферзь, e1 – король. Второй ряд состоит из 8 пешек. Игру всегда начинают белые.
2
Противники по очереди начинают делать ходы, то есть, передвигают фигуры на доске на соседнее не атакованное поле в соответствие с правилами игры. Цель – «съесть» короля. Когда королю поставлен мат, игра прекращается. Мат – это атака короля, которую невозможно устранить. Шах означает то, что королю угрожает непосредственная опасность, от которой нужно «сбежать» либо устранить другими фигурами.
3
Пешки ходят только вперед на одну клетку по диагонали. Если пешка добралась до любой свободной клетки на самой дальней противоположной горизонтали (первой со стороны противника), она может быть заменена на любую фигуру того же цвета, кроме короля. Из начального положения пешка может сделать один ход через одну клетку.
4
Как ходят другие фигурыК примеру, король может пойти только на одну соседнюю клетку вперед, назад, влево вправо и по диагонали. Ферзь – на любое свободное поле по вертикали, горизонтали и диагонали. Ладья и слон ходят в направлении «вперед-назад» на любое поле, но ладья – только по вертикали и горизонтали, а слон – только по тем диагонали. Ход конем может проходить даже через занятые поля и образует зигзаг (буква Г). Если король не менял положения, а ладья еще не делала ход, возможна единовременная рокировка. Но если на его пути встречаются поля, атакованные противником, рокировка запрещена.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500