Инструкция
1
Литературная основа гимна имеет строфическую (куплетную) форму. Иначе говоря, пишется от двух до четырех строф по 4-8 строк, излагающих отношение и мнение автора о предмете воспевания, а дополнительная строфа (будущий припев) подытоживает все содержание текста, содержит слова похвалы и прославления.
2
Строго соблюдайте ритм в поэтическом тексте. Любое отхождение будет восприниматься при пении особенно ярко и создаст впечатление незавершенности, «сыроватости» текста.
Содержание должно быть связано с восхвалением имени адресата. Как правило, текст состоит из простых слов, которые в обычной поэзии могут быть восприняты как банальные, вычурные и недопустимые. Однако и в гимнах злоупотребление клише и шаблонами может обернуться провалом. Поэтому в умеренных количествах проявляйте оригинальность и свежесть мысли.
3
Музыка гимна основывается на жанре марша, поэтому большинство гимнов написано в размере 4/4 или 2/4 – в этих размерах удобно маршировать: шагу ноги соответствуют либо только четные, либо только нечетные доли. Однако такие гимны, как «Священная война» (все-таки эта песня написана в жанре гимна) и “Gaudeamus”, имеют размер 3/4. Хотя они и воспринимаются как торжественные, маршировать под них достаточно трудно: на одну и ту же ногу приходятся то сильные, то слабые доли.
4
В гимне нет распевности и юбиляций, то есть на один поэтический слог приходится одна нота. Это роднит гимн с обыденной речью. Кроме того, обычным людям проще запомнить и воспроизвести такую мелодию.
5
Как правило, в гимне используется не сольное пение, а хоровое. Выделяется мелодия (как правило, сопрано), но присутствуют подголоски. Мелодию трудно различить в гимне на 5-6 хоровых голосов. Оптимальное количестве – 2-3 голоса. Если в хоре голосов больше, одну из партий можно дублировать в унисон или в октаву.
Торжественность придают такие элементы, как пунктирный ритм, скачи на кварту, квинту и октаву, поступенные восходящие движения. Отклонения в другие тональности и модуляции практически не используются, так как отвлекают от поэтического текста.
6
Инструментальное сопровождение может быть представлено оркестром, ансамблем, фортепиано или отсутствовать вовсе. В последнем случае количество голосов в хоре можно увеличить, чтобы создать большую глубину и густоту. При наличии сопровождения инструментальные подголоски должны звучать в паузах между фразами хора, а в остальное время подчеркивают и оттеняют их. В некоторых случаях допускается дублирование одним из инструментов мелодической партии.