Инструкция
1
В начале каждого нотного стана пишется соответствующий знак. На сегодняшний день самыми распространенными являются скрипичный («соль»), басовый («фа»), альтовый и теноровый (оба – «до»). Название, заимствованное ключом от нот, связано с тем, что по положению ключа можно найти соответствующую ноту первой или малой октавы (в зависимости от ключа).

В скрипичном ключе нота «соль» первой октавы пишется на второй снизу линейке (от нее начинает закручиваться спираль ключа), в басовом – нота «фа» малой на второй сверху линейке (Опять ключ начинают писать от нее). В альтовом и теноровом ключах нота «до» первой октавы приходится на середину ключа (третья и вторая сверху линейки соответственно).

Использование ключа связано с облегчением записи и уменьшением количества добавочных линеек. Перед тем как играть по нотам, уточните, в системе какого ключа записана партия.
2
Для большинства инструментов (фортепиано, смычковые, частично деревянно-духовые) ноты записываются в соответствии со звучанием. Иначе говоря, «до» первой октавы для этих инструментов пишется на первой добавочной линейке снизу, «ре» под первой линейкой снизу, «ми» на нижней линейке, и т.д.

Но есть инструменты транспонирующие, то есть звучащие на определенный интервал выше или ниже написанного. Чаще этот интервал равен октаве, но встречается запись и в квинту, и в терцию, и в сложные интервалы. К транспонирующим инструментам относятся все семейство саксофонов, флейта-пикколо, все семейство гитар и др. Так, флейта-пикколо (от итальянского «маленькая флейта») играет на октаву выше написанного, а некоторые виды гитар (классическая, акустическая, электронная, басовая) на октаву ниже. Обычно о специфике записи и исполнения партий того или иного инструмента сообщает соответствующий самоучитель.
3
При игре по нотам первоначально берется темп commodo – с итальянского «удобный». Это, как правило, медленный темп, позволяющий музыканту заранее увидеть все ноты и представить их удобное взятие на инструменте (подбор аппликатуры, выбор струны, клапанов или клавиш). При таком исполнении музыканту нет необходимости сосредотачиваться на исполняемом в данный момент пассаже. Остается достаточно времени, чтобы посмотреть вперед на один-два такта и подготовиться к следующему шагу. Впоследствии, при ускорении темпа, также смотрите немного вперед, чтобы вовремя переставить пальцы и развить мелодию постепенно, а не в момент кульминации.
4
Помимо собственно нот, обращайте внимание на штрихи и мелизмы. С самого начала приучайте себя не к механическому воспроизведению звуков, а к осмысленному изложению мыслей композитора. Воспринимайте нотный текст как аналог эмоциональной речи, в которой есть начало, середина и конец; развитие, кульминация и спад.
5
Исполняя украшения, сообразуйтесь с традициями конкретной эпохи. Так, в классической музыке (Гайдн, Бетховен) трели играются с акцентом на первой ноте, а в романтической (Шуман, Глиэр) - с акцентом на последней ноте. Аналогично характерные акценты свойственны и лигам: акцент на первой ноте и более легкий подскок на второй в классике и маленькое крещендо ко второй ноте в романтике.