Совет 1: Как доказать передачу денег

Доверяя друг другу, граждане или юридические лица часто дают в долг знакомому или другу приличную сумму денег, не оформляя письменно свою договоренность. Кто-то, пользуясь доверием, не возвращает долг или оттягивает передачу денег. А бывает так, что одна сторона трагически погибает, и доказать передачу денег еще сложнее. Как не попасть впросак и заключить сделку так, чтобы были доказательства? Внимательность, осторожность и осведомленность становятся залогом вашей безопасности.
Инструкция
1
Заключайте письменный договор, когда даете деньги в долг. Будьте внимательны и тщательно пропишите все нюансы. Кроме основных данных об обеих сторонах, сумме займа, сроках возврата и процентов по займу, способа оплаты, пропишите на всякий случай форс-мажорные обстоятельства. Заём – договор, вид отношений с обязательствами, когда одна сторона (Займодавец) передает в собственность другой стороне (Заемщику) денежные средства или товары, обладающие родовыми признаками (объемом, числом, мерой), а через фиксированный срок Займодавец обязуется вернуть равную сумму денег или эквивалентные товары. В статье 808 Гражданского Кодекса РФ написано о том, что договор займа должен быть заключен между гражданами в письменной форме, когда сумма займа более десяти минимальных размеров оплаты труда. Если обе стороны являются юридическими лицами, то независимо от суммы, сделка фиксируется письменно.
Хоть законом и не требуется, но договор можно заверить у нотариуса. Так вы можете дополнительно перестраховать себя. Устный договор займа между физическими лицами, достаточный для обращения в суд, возможен только, если сумма передаваемых денег меньше 10 МРОТ.
2
Возьмите расписку с человека, когда передаете ему деньги. Договор займа будет признан заключенным и вступит в силу только тогда, когда есть факт передачи денежных средств. И если передача денег нигде не зафиксирована, то договор будет признан судом как незаключенный (статья 812 Гражданского Кодекса РФ). Можно оспорить такой договор по безденежности. Для доказательств передачи денег расписка более значима, чем договор. В бумаге указывайте сумму займа, срок возврата, паспортные данные обеих сторон. Определите проценты за пользование данной суммой денег и укажите срок возврата процентов. В расписке должны быть собственноручные подписи двух сторон и дата, когда переданы деньги. При составлении документа используйте фразы «действительно получил денежные средства», «передал денежные средства». Слова «обязуюсь вернуть», «обязуюсь передать» не могут доказать факт случившегося.
3
При возвращении долга, чтобы доказать передачу денег, фиксируйте это действие письменно. В суде подтверждением возврата денег могут служить только письменные доказательства. Устных доказательств, а также показаний свидетелей о погашении долга не достаточно. Теперь уже займодавец пишет расписку о получении денег и ставит свою подпись. При этом оформляйте расписку обязательно в двух экземплярах. Заемщик один экземпляр оставляет себе как доказательство того, что он вернул денежные средства. В случае возвращения всей суммы целиком допускается просто уничтожить первую расписку, в которой фиксировалась передача денег заемщику.
4
Помимо расписки подтвердить существование договора займа вы можете любым документом, фиксирующим передачу денежных средств. Это может быть акт приема-передачи денег, квитанция, приходно-кассовый ордер или другой документ.

Совет 2: Как доказать факт передачи денег

Довольно часто случается так, что люди вместо того, чтобы обратиться в банк за кредитом, одалживают средства у знакомых или друзей. В этой ситуации очень часто все базируется на доверии. В результате не оформляются письменные договора и расписки, чем некоторые пользуются, задерживая возврат займа или вовсе не возвращая его. Чтобы избежать столь неприятных ситуаций, необходимо знать основные правила, которые помогут вам доказать факт передачи денег.
Вам понадобится
  • - письменный договор;
  • - расписка.
Инструкция
1
Составьте письменный договор, если намерены выдать средства в заем. Укажите основные положения, условия передачи денег, сумму займа, сроки возврата, проценты, методы возврата средств. На всякий случай продумайте форс-мажорные обстоятельства. Необходимость заключения письменного соглашения прописана в ст.808 Гражданского кодекса РФ. В ней отмечается, что сделку на сумму более десяти минимальных окладов заработной платы между физическими лицами и на любую сумму с участием юридического лица необходимо фиксировать письменно в обязательном порядке. В случае если сумма займа меньше 10 МРОТ, то допускается устное соглашение между сторонами.
2
Оформите факт передачи денег посредством написания соответствующей расписки. В ней необходимо указать паспортные данные обеих сторон соглашения, передаваемую сумму, сроки возврата и проценты. Стоит отметить, что согласно ст.812 Гражданского кодекса РФ если между сторонами был заключен письменный договор, но не написана расписка, то такой договор считается недействительным. Составляя документ, используйте фразы «передал денежные средства в сумме» и «действительно получил денежные средства в сумме».
3
Пишите каждый раз расписку о факте передачи денег, служащих для возвращения долга. Не стоит прописывать возврат на основной расписке, так как в некоторых случаях это не является доказательством возврата средств. Устные показания также не помогут доказать в суде факт возврата займа.
4
Составляйте расписки и договора в двух экземплярах. Факт передачи денег можно также зафиксировать при помощи акта приема-передачи денег, приходно-кассового ордера, квитанции или другого соответствующего документа. При погашении полной суммы займа допускается простое уничтожение всех расписок во избежание обращения в суд одной из сторон с целью обмана.
Источники:
  • передача денег
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500