Совет 1: Как определить эластичность спроса по цене

Спрос является одним из ключевых понятий экономики. Он зависит от многих факторов: цены товара, доходов потребителя, наличия заменителей, качества продукта и вкусовых предпочтений покупателя. Наибольшая зависимость выявляется между спросом и уровнем цены. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменился потребительский спрос при увеличении (уменьшении) цены на 1 процент.
Инструкция
1
Определение эластичности спроса необходимо для принятия решений об установке и пересмотре цен на товары и услуги. Это дает возможность найти наиболее удачный курс в ценовой политике предприятия с точки зрения экономической выгоды. Использование данных об эластичности спроса позволяет выявить реакцию потребителя, а также направить производство на предстоящее изменение спроса и отрегулировать занимаемую долю на рынке.
2
Эластичность спроса по цене определяется с помощью двух коэффициентов: коэффициента прямой эластичности спроса по цене и коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене.
3
Коэффициент прямой эластичности спроса по цене определяется как отношение изменения объема спроса (в относительных величинах) к относительному изменению цены на товар. Данный коэффициент показывает, на сколько процентов увеличился (уменьшился) спрос при изменении цены товара на 1 процент.
4
Коэффициент прямой эластичности может принимать несколько значений. Если он близок к бесконечности, то это свидетельствует о том, что при снижении цены спрос покупателей возрастает на неопределенную величину, но при повышении цены они полностью отказываются от покупки. Если коэффициент превышает единицу, то увеличение спроса происходит более быстрыми темпами, чем снижается цена, и наоборот, спрос снижается более стремительными темами, чем растет цена. При коэффициенте прямой эластичности меньше единицы, возникает обратная ситуация. Если коэффициент равен единице, то спрос растет теми же темпами, что снижается цена. При коэффициенте равном нулю, цена на товар не оказывает никакого влияния на спрос потребителей.
5
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, насколько изменился относительный объем спроса на один товар при изменении цены на 1 процент на другой товар.
6
Если данный коэффициент больше нуля, то товары считаются взаимозаменяемыми, т.е. рост цен на один неизменно приведет к увеличению спроса на другой. Например, при повышении цен на сливочное масло может увеличиться спрос на растительный жир.
7
Если коэффициент перекрестной эластичности меньше нуля, то товары являются взаимодополняемыми, т.е. при увеличении цены на один товар снижается спрос на другой. Например, при росте цен на бензин, падает спрос на автомобили. При коэффициенте равном нулю, товары считаются независимыми, т.е. изменение цены на один товар совершенное не влияет на величину спроса на другой.

Совет 2: Как определить коэффициент эластичности спроса

Эластичность спроса позволяет определить изменение спроса покупателей при изменении какого-либо фактора, влияющего на их выбор. К наиболее значимым детерминантам, определяющим спрос, является цена товара.
Инструкция
1
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 %. Она рассчитывается как процентное отношение изменения величины спроса к изменению рыночной цены на товар.
2
Зависимость объема спроса от цены может выражаться по-разному. Если цена товара снижается на один процент, а приобретаемое количество товара увеличивается меньшими темпами, то говорят о неэластичном спросе. При эластичном спросе при снижении цены товара на 1 % спрос на него увеличивается наиболее быстрыми темпами. При единичной эластичности при уменьшении цены в два раза спрос также увеличивается в два раза, т.е. темпы снижения цены и темпы роста спроса одинаковы. Если спрос абсолютно не эластичный, то любое изменение цены никак не влияет на объем спроса.
3
Эластичность спроса по цене определяется несколькими факторами. На нее влияет наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос. К таким товарам относятся пищевые продукты. А вот, на соль, практически не имеющую заменителей, спрос неэластичен. Кроме того, эластичность зависит от доли доходов потребителя, приходящейся на данный товар. Чем она выше, тем больше эластичность. Эластичность спроса зависит также от степени необходимости данного товара для покупателя, разнообразия возможностей использования приобретаемого товара, времени приспособления к изменению цены.
4
Существует также коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Он показывает относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены на другой. Если данный коэффициент выше нуля, то имеет место взаимозаменяемость товаров, т.е. при повышении цены на один товар растет спрос на другой. Например, при повышении цен на картофель вырастет спрос на макаронные изделия.
5
Если коэффициент эластичности больше нуля, то говорят о взаимодополняемости товаров, т.е. при повышении цены на один товар спрос на другой падает. Например, при повышении цен на бензин снижается спрос на автомобили. При коэффициенте эластичности равном нулю товары являются независимыми, т.е. увеличение цены на один товар никак не влияет на уровень спроса на другой.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500