Совет 1: Как определить темп прироста

Темп прироста относится к динамическим показателям, используемым в статистическом анализе для характеристики интенсивности развития и изменения во времени. Этот показатель является относительным и получается в результате сравнения изменения уровней развития между собой абсолютного прироста и темпа роста.
Инструкция
1
Как правило, для статистического анализа используется сравнение нескольких последовательных уровней. В зависимости от того, с каким показателем они сравниваются, производится дифференциация на базисные и цепные показатели. Если сравнение происходит с каким-то постоянным базовым показателем, то уровень называется базисным, если сравнение идет с предыдущим периодом, то такой уровень называется цепным. Таким образом, базисный показатель характеризует итоговый результат динамического изменения от базисного к итоговому уровню, цепной – уровень изменения за несколько периодов в пределах исследуемого промежутка времени. Но сумма цепных изменений в итоге равна изменению базисного уровня.
2
Рассчитайте абсолютный базисный прирост (АПб) по формуле:
АПб = Yi – Yo, где:
Yi – уровень сравниваемого периода, Yo – уровень периода, принятого за базис.
Абсолютный цепной прирост, который еще называют скоростью роста (АПц), рассчитайте по формуле:
АПц = Yi – Yi-1, где
Yi-1- уровень предшествующего периода.
3
Определите коэффициент роста K, он характеризует относительную скорость изменения исследуемых показателей ряда и определяется как отношение данного уровня к базисному уровню или к предыдущему.
Базисный коэффициент роста (Кб) равен:
Кб = Yi / Yo.
Цепной коэффициент роста (Кц) равен:
Кц = Yi / Yi-1.
Чтобы найти темп роста (Тр), выразите коэффициент роста в процентах:
Тр = К * 100%.
4
Показатель темп прироста (Тп) определите как отношение абсолютного прироста на исследуемом данном уровне к базисному или предыдущему.
Базисный темп прироста (Тпб) будет равен:
Тпб = ((Yi – Yo) / Yo) * 100%.
Цепной темп прироста определите по формуле:
Тпц = ((Yi – Yi-1) / Yi-1) * 100%.
5
Темп прироста также можно определить как разность между коэффициентом роста и единицей или как разность между темпом роста и 100%:
Тп = К-1
или:
Тп = Тр – 100%

Совет 2: Как определить базовый год

При расчете экономических показателей, отражающих динамику изменения экономических индексов, реального валового внутреннего продукта, темпов роста или прироста, используется понятие базового года. Это год, принятый за отсчет, по отношению к которому проводится сравнение параметров роста и делается анализ экономических процессов.
Инструкция
1
В экономике используются базовые и цепные показатели. При определении базовых показателей за определенные периоды, измеренные через равные промежутки времени, все они сравниваются с базовыми значениями. За них принимают экономические показатели, существовавшие в базовом году. Цепные показатели сравнивают со значениями, определенными на предыдущую дату. Но первичные показатели в том и другом случае – это параметры и количественные оценки, полученные в базовом году.
2
Определить базовый год необходимо в зависимости от ваших целей и задач. Обычно при экономическом анализе масштабных исторических периодов в этом качестве используется год, предшествующий году, в котором произошли исторические события, ставшие причиной крупных экономических потрясений. Так, долгое время экономисты использовали 1913 год, последний мирный год перед I мировой войной, для сравнения с теми успехами, которые демонстрировало социалистическое хозяйство при СССР.
3
В новейшей истории для сравнения часто используется 1999 год, следующий за годом, когда в России произошел крупнейший финансовый кризис и резкая девальвация рубля. Причем, 1999 год может быть выбран в качестве базового года для сравнения с любым периодом: как тем, что хронологически более ранний, так и с тем, что по времени считается поздним. Используемый для оценки год начала «перестроечных» процессов 1985 – раньше базового, а современный период 2000-х годов – более поздний.
4
Если вы хотите определить, например, инфляцию за последние 5 лет, то от текущего года вычтите цифру 5. Вы получите номер года, который будет определен базовым. Используйте экономические показатели, которые были зафиксированы на конец этого года, и рассчитайте те изменения стоимости товаров и услуг, которые произошли за эти годы, воспользовавшись статистическими данными на конец пятилетнего периода. Для расчетов удобно пользоваться фиксированным набором продуктов питания, продовольственных товаров и услуг, который называется потребительской корзиной.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500