Совет 1: Как научиться читать с листа

В каждом предмете есть своя методика обучения. Она помогает максимально быстро и эффективно усваивать знания. Не является исключением и музыка. В частности, ее очень важный компонент – умение читать с листа. На что стоит обратить внимание при получении этого навыка?
Вам понадобится
  • - лист с информацией,
  • - музыкальный инструмент.
Инструкция
1
С давних пор отмечается важность умения читать с листа. Этот навык к середине 19 в. все крупные музыкальные учебные заведения России и мира в обязательном порядке включали в свои программы. Чтение с листа развивает слух, мышление и двигательные навыки, позволяет быстро ориентироваться в клавишах, подготавливает учащегося к дальнейшим выступлениям в музыкальных коллективах. Понимая, для чего вам нужно уметь читать с листа, обучение этому пойдет проще.
2
Индивидуальный талант имеет свое значение при обучении чтению с листа, но опыт тоже играет свою большую роль, поэтому уделяйте достаточно времени этому аспекту.
3
Хорошо выучите все графические изображения нотной записи. В противном случае вы будете тратить время на то, чтобы вспомнить символ, в мелодии будут возникать паузы, что категорически нельзя допускать.
4
Научитесь играть «вслепую», т.е. не глядя на клавиши. Если взгляд будет прыгать с листа на руки, то высока вероятность потерять воспроизводимый фрагмент, что приведет к сбивчивости темпа музыки и паузам в игре. Пробуйте играть в темноте или с закрытыми глазами.
5
Постоянно развивайте свой слух и репетируйте. Для чтения с листа важна связка трех компонентов – видеть, слышать и играть. Чем больше у вас опыт, тем легче вам будет не просто видеть, что вам нужно сыграть, но и логически понимать, как дальше может развиваться мелодия.
6
Развивайте в целом свою память любыми способами. Это позволит вам запоминать музыкальный фрагмент. Пока вы его будете воспроизводить, глазами вы будете читать уже следующий фрагмент, запоминать его, проигрывать и т.д. В музыкальных школах часто используют такой способ тренировки памяти. На небольшой период времени вам показывают нотный лист. Вы должны запомнить и воспроизвести увиденный фрагмент. Тренироваться подобным образом вы можете и дома самостоятельно.

Совет 2: Как научиться читать ноты с листа

Чтение с листа – в музыкально-исполнительской терминологии навык игры произведения по нотам, чаще в первый раз. Как таковой этот навык есть у каждого музыканта, умеющего различать ноты, но в узком смысле игрой с листа называется исполнение в оригинальном темпе, с учетом всех авторских указаний и нюансов.
Инструкция
1
Твердо выучите музыкальную теорию. У вас не должно возникать путаницы между нюансами «крещендо» и «диминуэндо», а уж тем более при различении нот скрипичного и басового ключа.
В этом вопросе сведения можно почерпнуть из учебников по элементарной теории музыки авторов Вахромеева, Способина и др. Это первый и самый простой шаг на пути к умению быстро читать с листа.
2
Играйте как можно больше. Навык чтения с листа во многом зависит от памяти – визуальной, механической, логической, моторной и других видов. Во время исполнения вы задействуете их все. Чем больше произведений вы можете выучить, тем лучше.
3
Каждый день начинайте разучивать новое произведение. Необязательно выучивать его наизусть. Старайтесь как можно четче передать все нюансы, указанные композитором: динамику, настроение, украшения и т.д.
4
Начинайте занятия в медленном темпе. Ваша задача на первых порах – прочитать с листа все ноты и все штрихи. Выбирайте как можно более медленный темп, в соответствии со своими возможностями. Если вы успеваете прочитать все знаки, значит, темп выбран правильно.
5
Выбирайте произведения в соответствии со своим исполнительским уровнем. В первые годы обучения не замахивайтесь на импрессионистов, даже музыка эпохи романтизма будет казаться слишком сложной. Вообще ориентируйтесь по специальным самоучителям, составленным по годам обучения. Однако учтите: необязательно сборник для второго класса подойдет самоучке, изучающим музыку второй год. Вполне возможно, что вы либо еще не дошли до этого уровня, либо уже миновали его. Анализируйте нотный текст перед тем, как играть.
6
Играйте без инструмента. Сядьте, откройте ноты, начните их читать глазами. Одновременно представляйте их на клавиатуре, грифе, клапанах. Продумывайте аппликатуру, положение кисти (для духовых – и амбюшур), проигрывайте в голове мелодию. Если руки непроизвольно принимают соответствующее положение, не одергивайте себя – это хороший знак.
После такого упражнения сядьте и сыграйте произведение, используя результаты этого зрительного анализа.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500