Совет 1: Как составить поурочный план

Для того чтобы урок удался, был плодотворным и достиг цели, необходимо составлять поурочный план. У каждого учителя есть свои секреты в его составлении, но есть основные требования, следовать которым необходимо.
Инструкция
1
Составить поурочный план не так уж и сложно. Главное - знать его основные составляющие. Со временем написания плана не будет занимать у вас так много времени, как в начале. Но сначала стоит отметить, что он обязательно должен быть связан с календарно-тематическим планированием, утвержденным на методическом объединении учителей-предметников.
2
Запишите номер урока, его тему и дату проведения. Обязательно нужно отметить цель и задачи. Задач может быть несколько. Вы их ставите для достижения заявленной цели. Они должны быть образовательными, развивающими и воспитательными. Потом нужно указать тип урока. Например: урок-путешествие, изучения нового материала, интегрированный урок и т.д.
3
Необходимо также отметить средства обучения, которые педагог использует на уроке (интерактивная доска, карточки с дифференцированным заданием и т.д.).
4
Далее идет пункт "Ход урока". В нем нужно подробно, пошагово описывать действия учеников и педагога. Начать можно с проверки домашнего задания или с орфографической разминки (если это урок русского языка), устного счета (если это урок математики). Затем может следовать объяснение нового материала (это зависит от типа урока), или учитель может дать опережающее задание ребятам (если урок основывается на принципах развивающего обучения). Причем, рекомендуется даже запланировать, каких ребят вы будете спрашивать, кому и какое задание дадите. Следующий пункт - закрепление изученного материала (работа с учебником или с карточками, или у доски). Записываются также вопросы учителя и предположительные ответы учеников.
5
Не забывайте о физминутках. Отразите это в плане. А в конце урока обязательна рефлексия, то есть ребята делятся впечатлениями от урока, рассказывают о том, что им удалось, а с чем еще стоит поработать.
6
В конце урока необходимо повторить все, чем занимались, что изучили, что запомнили. Обязательно отразите ответы (предполагаемые) учащихся в плане. И в завершении детям нужно дать домашнее задание. Если оно на выбор учащихся или разного уровня сложности, также отметьте это. Не забудьте указать литературу, которой вы воспользовались для составления урока.

Совет 2: Как составить план урока

Начинающий учитель, какой бы предмет он не преподавал, нередко сталкивается с проблемой неправильного распределения времени занятия. Поэтому распределять время, затрачиваемое на объяснение новой темы, ее закрепление и опрос учащихся следует заранее: это позволит избежать нежелательных пауз, а также «скомканных», торопливых объяснений. Именно поэтому преподаватели со стажем считают, что правильно составить  план урока и придерживаться регламента гораздо полезнее, чем ориентироваться исключительно на собственный опыт.

Как правильно сделать план урока?

Прежде всего, нужно уделить небольшой промежуток времени вначале занятия для опроса учащихся по ранее усвоенному учебному материалу, тематически связанному  с материалом, который предстоит объяснять. Обычно на такой опрос отводиться от 3 до 5 минут. Во время опроса учащиеся вспоминают пройденное, их внимание и способность усваивать новую информацию повышаются. Следующие 20—25 минут необходимо посвятить объяснению новой темы. Ваши ученики лучше запомнят материал, если он будет сопровождаться показом макетов, схем, таблиц, видео-, аудиоматериалами и примерами. Необходимо равномерно распределить время для устного объяснения и работы с наглядными пособиями. Это позволит активизировать сразу несколько механизмов запоминания, улучшая его качество. Последние 10-15 минут урока нужно оставить для закрепления только что пройденного материала. Для того чтобы сделать план урока максимально удобным, иногда впоследствии в  него приходится вносить коррективы. Например, можно увеличить время для закрепления материала, включив в него короткий пятиминутный письменный опрос. Это позволит оценить качество знаний учащихся и своей работы.

Что лучше: воспользоваться готовым планом или более правильно составить план урока самостоятельно?

В принципе, возможен и тот и другой вариант. Иногда для начинающего преподавателя легче воспользоваться готовым  методическим материалом. Однако со временем большинство учителей предпочитают самостоятельно составить план урока и работать по индивидуальной схеме. Правильно составленный план урока позволяет рационально использовать время занятия и значительно увеличивает его эффективность.  

Видео по теме
Источники:
  • как составить плана открытого урока

Совет 3: Как писать план урока

Планирование работы учителем – необходимый элемент его деятельности. Тщательная подготовка поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования являются учебный план школы, программа курса предмета, календарно-тематическое планирование и непосредственно план каждого урока в отдельности.
Инструкция
1
План урока должен иметь следующие элементы: тема и задачи; этапы урока, с указанием времени проведения; методы и содержание проверки знаний; последовательность и методы изучения нового материала; перечень демонстраций; перечень технических средств обучения; задачи и упражнения с их решением; домашнее задание.
2
При составлении плана урока педагог, прежде всего, выявляет цели и задачи урока. На одном уроке решается обычно не одна, а несколько задач, однако, учитель должен выявить несколько основных задач. Задачи, указанные в плане подразделяются на образовательные, развивающие, и воспитывающие. При постановке слишком большого количества задач большинство из них не сможет быть полностью выполнено и до конца решено.
3
Далее учитель отбирает необходимый для усвоения фактический материал, изучая учебник, и устанавливает объем и содержание материала. Здесь же подбирается научно-популярная и методическая литература, в которой содержится материал, полезный для учителя. Все это нужно для составления структуры урока, разбивание его на этапы, распределение времени на каждый из них.
4
Перед уроком необходимо подобрать оборудование для демонстрационных опытов и показов, обязательно проверив его и прокрутив опыт для убеждения, что все приборы сработают и не подведут педагога в момент, который очень любят ученики. В плане урока указывается только перечень наименований оборудования без технических характеристик.
Видео по теме

Совет 4: Как нужно писать план

Педагогам помимо непосредственного обучения детей приходится составлять планы уроков. Это делается, во-первых, для лучшей подготовки к изложению нового материала или проверке усвоения пройденного. Во-вторых, по этим планам, наряду с другими показателями, руководство учебных заведений или проверяющие из органов образования судят об уровне квалификации учителей и о том, соответствуют ли уроки школьной программе.
Инструкция
1
В самом начале плана четко укажите, какой теме будет посвящен урок. Постарайтесь, чтобы она точно соответствовала школьной программе. Помните, что излишняя самостоятельность, новаторство педагога, выходящее за рамки утвержденных планов, увы, не приветствуется ни собственным руководством, ни вышестоящими инстанциями.
2
Определитесь с типом урока. Если на нем будет дана контрольная работа для проверки усвоения пройденного материала – укажите это с обязательным уточнением, сколько времени она займет (весь урок или 30 минут и т.п.) Если же это будет комбинированный урок (повторение пройденного материала и обучение новому) – разбейте его на части и укажите хотя бы примерную продолжительность каждой из них.
3
Не забудьте указать, какие учебные пособия, демонстрационные экспонаты, видеофильмы и тому подобные материалы понадобятся вам для успешного проведения урока.
4
Следующий пункт вашего плана – связь только что пройденной темы с той, которую вы планируете дать детям на уроке. Это важный момент. Постарайтесь указать, каким образом лучше всего перейти от одного материала к другому, чтобы ученикам было интересно и понятно.
5
Затем – основная часть урока. Постарайтесь ясно и четко указать, что именно вы собираетесь объяснить учащимся. Особое внимание уделите тому, как вы планируете мотивировать учащихся к активному обсуждению нового материала. Будет ли это вызов отдельных учеников к доске, опрос с мест, викторина, участие в демонстрационных опытах, если речь идет, например, об уроках физики и химии или рассмотрение биографии какой-либо известной личности, альтернативного варианта развития событий, если запланирован урок истории.
6
Заключительный пункт плана: подведение итогов урока, объявление оценок (при этом необходимо отметить отличившихся учеников). После чего надо дать школьникам домашнее задание и ответить на их вопросы.
Видео по теме

Совет 5: Как составить сложный план

При изучении литературного источника или научного труда может пригодиться составление плана произведения. Такой инструмент помогает лучше структурировать материал и отразить наиболее важные моменты в их взаимосвязи, что важно для усвоения прочитанного. Если источник имеет значительный объем и разделен на отдельные смысловые части, желательно составить для него детализированный сложный план.
Вам понадобится
  • - изучаемый текст;
  • - бумага;
  • - авторучка;
  • - компьютер.
Инструкция
1
Начните работу с внимательного и вдумчивого прочтения всего произведения, постаравшись представить материал как единое целое. По мере чтения мысленно разделите текст на смысловые части, постаравшись выделить основную мысль каждого отрывка. Для каждого раздела текста придумайте заголовок, который в сжатой и емкой форме будет отражать суть этой части материала.
2
Пометки и записи в ходе работы делайте вначале на черновике. Впоследствии вам наверняка придется дополнять план и вносить в него изменения. Старайтесь оставлять большие интервалы между тезисами и достаточно широкие поля для последующих заметок. Работать со значительным по объему произведением будет удобнее, если выписывать отдельные тезисы не подряд на лист черновика, а вносить их на отдельные карточки небольшого формата, предварительно их пронумеровав.
3
Последовательно проработайте каждую выделенную вами составную часть текста. Отметьте несколько положений, развивающих основную мысль, вынесенную в заголовок. Сформулируйте эти положения в виде подзаголовков или отдельных пунктов. Выбирая названия для мелких фрагментов, старайтесь заменять глаголы существительными. Каждый подпункт должен разъяснять и конкретизировать содержание текста.
4
Проведите более тщательную группировку отдельных детальных пунктов по смыслу и содержанию. При работе над фундаментальными источниками полезно вначале составить простой план, насытив его перечислением тезисов, которые впоследствии будут подвергнуты группировке.
5
Перечитайте текст еще раз, проверяя при этом, все ли идеи произведения отражены в детальном плане. Убедитесь, что структура плана точно отражает ход мысли автора текста и учитывает связи между разделами. Если вы ведете работу на черновике, внесите в план необходимые правки. Перепишите текст вашего сложного плана, придав ему вид чистового варианта. Приложите план к конспекту изучаемого вами источника в качестве вспомогательного материала.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500