Совет 1: Как преодолеть трудности в обучении чтению

Современные первоклассники, как правило, уже умеют читать. Родители пытаются научить свое чадо чтению и чем раньше, тем лучше. Но в школу дети приходят с разным уровнем подготовки. И если, читая, ребенок делает это, пропуская или заменяя буквы, плохо понимает смысл прочитанного, заглатывает окончания, делает это очень медленно, то необходимо бить тревогу.
Инструкция
1
Обратитесь за помощью к логопеду. Если артикуляционный аппарат недостаточно подвижен, т.е. губы, язык, нижняя челюсть двигаются несогласованно, произношение невнятное, то скорость чтения будет низкой. Логопед поможет выявить точные причины нарушений и сможет их подкорректировать.
2
Выявить характер затруднений вам поможет учитель. Обследуя навыки чтения у ребенка, надо учитывать индивидуально-типологические, возрастные особенности, а также возможности чтения. Обследование должно проходить с использованием текстов из школьной программы. При этом обращается внимание:на правильность чтения - расстановка ударений, ошибки в окончаниях слов, замена или пропуски букв, слогов, слов, предлогов, несогласование прилагательных с существительными; темп или скорость прочтения текста - должен быть близок к разговорной речи;выразительность – эмоциональное чтение с правильной расстановкой логических ударений. Требование к выразительности предъявляется тогда, когда ученик читает целыми словами уже бегло, а не на этапе послогового чтения. После прочтения задаются задания и вопросы, которые помогут выявить понимание смысла прочитанного. Осознанность чтения является очень важной составляющей навыка, требующая проверки.Если ученик не владеет навыком чтения, тогда нужно попытаться определить, умеет ли он складывать из букв слоги, а слоги в слова, читать их, и вообще, знает ли он отдельные буквы. С это целью можно использовать кассу букв.
3
Определить трудности в обучении чтению вам поможет психолог, который сможет протестировать ребенка и выявить отклонения в развитии основных психических процессов. Очень важно для процесса обучения чтению достаточный уровень развития внимания, памяти, ориентировки в пространстве, речи и слуха. По результатам тестирования специалист даст вам рекомендации по развитию отстающих в развитии функций.
4
Более точно выявить причины трудности обучения ребенка вам поможет нейропсихологическая диагностика. По ее результатам можно сделать достоверный вывод об уровне развития психических функций: памяти, тактильного, слухового и зрительного восприятия, внимания, речи, пространственных представлений, мышления, произвольной регуляции и самоконтроля. Все эти процессы базовые и определяющие успех в обучении ребенка в школе. По итогам исследования специалист-нейропсихолог проведет консультацию, в ходе которой подробно объяснит результаты диагностики, даст общие рекомендации и наметит коррекционную работу с учетом личностных и физиологических особенностей школьника.

Совет 2: Как преодолеть трудности в чтении

В школе проводят контроль над скоростью чтения, и далеко не все получают хорошие результаты. Дети, которые много читают дома, не испытывают проблем при сдаче данного теста. Если у ребенка возникают трудности и его невозможно заставить читать, ситуация не безнадежна.
Инструкция
1
Сходите с ребенком в книжный магазин. Пусть сам выберет интересную книгу или несколько книг. Поверьте, ваши затраты окупятся радостью, когда ребенок поднимет успеваемость в школе. К сожалению, некоторые дети ни разу не были с родителями в книжном магазине. И мы еще удивляемся, что у них есть трудности в чтении.
2
Не читайте ребенку выбранную книгу вслух. Он быстро посмотрит картинки и его интерес к книге охладеет. Дайте ребенку задание - составить викторину для мамы и папы. Объясните, что вы собираетесь устроить семейный праздник. Мама приготовит что-нибудь вкусненькое. Папа купит продукты. А ребенок должен сделать викторину для взрослых.
3
Объясните ребенку, что взрослые много знают. Чтобы викторина получилась интересной, надо задать им самые сложные вопросы. Найти такие вопросы можно в книге, которую вы купили. Покажите ребенку, как найти в книге "сложное" слово и придумать вопрос.
4
Договоритесь о конкретных сроках составления викторины. Ребенок должен знать, что надо успеть прочитать всю книгу. Если книга толстая, договоритесь о составлении вопросов по отдельной части книги.
5
Скажите ребенку, что когда взрослые ответят на все вопросы викторины, они сделают свою викторину. И будут использовать эту самую книгу. Поэтому надо все внимательно прочитать.
6
У ребенка не все может получиться сразу. Успокойте его, чтобы бремя ответственности не портило настроение. Но дайте понять, что ему поручено серьезное дело и надо довести его до конца. Не стремитесь ему "помочь", он сам справится.
Обратите внимание
В семьях, где родители любят книги, дети читают очень хорошо. Если вы сами проводите время у компьютера и телевизора, не ругайте ребенка за плохие отметки по чтению. Покажите пример.
Совет полезен?
Придумывайте для ребенка другие игры по книгам. Назначайте призы. Делайте из этого праздник. Постепенно ребенок научится читать быстро.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500