Инструкция
1
О заказчиках стоит начинать думать задолго до начала какой-либо самостоятельной деятельности: во-первых, часть клиентов фирмы, в которой вы работаете, может стать вашими заказчиками, а во-вторых, не стоит предполагать, что заказчиков вы найдете быстро. Поэтому лучше "подстраховаться" и начать их поиск, еще работая в офисе.
2
Если вы работаете давно и у вас большой опыт и много связей, то, скорее всего, заказчиков нетрудно будет найти среди своих же знакомых. Тут поможет "сарафанное радио": если одному из ваших приятелей известно, что вы хороший специалист, к примеру, по созданию сайтов, то он может порекомендовать вас своим знакомым. Поэтому не стоит стесняться рекламировать свои услуги среди людей, с которыми вы общаетесь. Но и не стоит быть навязчивым: кто-то может подумать, что вы хотите заставить его найти вам заказы.
3
Важно как можно активнее пользоваться интернетом. Объявления о своих услугах можно давать в социальных сетях, профессиональных сообществах, биржах труда фрилансеров, виртуальных досках объявлений. Стоит размещение таких объявлений недорого (а иногда и вовсе делается бесплатно), зато эффект может превзойти ожидания, поскольку все больше и больше людей пользуются интернетом. Если вы владееете английским языком, то не забудьте и о международных сайтах для фрилансеров. На них работу предлагают заказчики со всего мира, да и цены, как правило, выше.
4
То, какой способ поиска заказчиков выбрать, зависит и от того, кем являются ваши потенциальные клиенты. Подумайте, кто ваша целевая аудитория, кому нужны ваши услуги. Соответственно, ваша реклама должна быть понятна и привлекательна именно для них. К примеру, услуги копирования документов необходимы в судах, поэтому подвал недалеко от здания суда с броской вывеской "Копирование" и рекламой на асфальте обеспечит вам постоянный приток клиентов.
5
Компаниям, предлагающим "массовые" услуги, т.е., не имеющим жесткой целевой аудитории (к примеру, если вы представляете нового интернет-провайдера), можно воспользоваться услугами колл-центров. За определенную сумму вы в относительно короткий срок получите базу заказчиков, нуждающихся в ваших услугах.
6
Существует мнение, что молодому бизнесу (или не очень опытному фрилансеру) обязательно нужно демпинговать, чтобы привлечь внимание клиентов. Это имеет смысл, однако не очень выгодно бизнесу или фрилансеру: кому хочется получать за свои услуги меньше? Разумным компромиссом будут предложения скидок - к примеру, небольшие скидки на второй и последующие заказы от одного заказчика. Можно также задуматься о договоренностях по принципу "услуга за услугу": вы предоставляете заказчику небольшую скидку в обмен на возможность поместить на своем сайте информацию, что он является вашим клиентом. Таким образом, вы создаете себе хорошую репутацию в глазах будущих заказчиков.