Совет 1: Как составлять протокол на договоры

В любой организации во время рабочего процесса заключают договоры, по которым оплачиваются те или иные работы, покупки или оказываются услуги. Обычно договоры подписываются двумя сторонами и имеют юридическую силу на весь период их действия. Но иногда возникает необходимость внести поправки в документы и это требует составления отдельного протокола разногласий.
Вам понадобится
  • Бумага формата А4
  • ручка
  • линейка
  • карандаш
  • печать
  • компьютер
  • принтер
Инструкция
1
Протокол разногласий составляется в присутствии всех участников сделки, если такая встреча невозможна, то инициатор составления изменений пересылает лично или по факсу другой стороне документ и после согласования он подписывается сторонами. Протокол скрепляется подписями и печатями, вносится в реестр договоров. Составляется в двух экземплярах, по одному каждой стороне, в случае если договор двухсторонний и в трех и более, если сторон больше.
2
В протоколе разногласий нет титульного листа. Вначале идет наименование протокола и номер договора, затем обоснование точки зрения с учетом действующего законодательства. После этого указываете смысл претензий и поправок в договоре. Для этого составляете таблицу или просто текст, который пишется в произвольной форме. Сначала идет выдержка из самого договора, затем ее коррекция. После этого указываете ссылку на закон или другой документ. Желательно обосновывать свои претензии четко и ясно.
3
Пункты, которые имеют особую важность можно выделить жирным шрифтом. Вы можете составлять протокол на любом количестве листов формата А4. Этот документ имеют юридическую силу равную договору, обязателен для исполнения сторонами и регистрируется в Едином реестре договоров.
4
Если протокол составляется к договору, который составлен по результатам конкурса, котировочной заявки или аукциона, то следует помимо внесения его в реестр договоров зарегистрировать на сайте государственных и муниципальных заказов и получить соответствующий индивидуальный номер. Для этого необходимо заполнить сведения о заключении договоров, где указать, что это дополнение к существующему контракту и подписав сведения банковской подписью руководителя отнести их в бухгалтерию. Такая процедура обеспечит правильную номенклатуру документов и обезопасит от внеплановой проверки антимонопольным органом.
5
Любой протокол должен быть согласован еще на стадии заключения. Нельзя руководствоваться изменениями без подписей и печатей, а также в случае разногласий между сторонами. Если невозможно урегулировать вопросы мирным соглашением, следует обратиться для урегулирования разногласий в Арбитражный суд по месту нахождения организаций.

Совет 2: Как составлять разногласие по договору

Принцип свободы договора, кроме всего прочего, означает и свободу при определении его условий (если они четко не оговорены нормативным актом). Однако зачастую участники гражданского оборота не могут сразу определить условия, удовлетворяющие их интересы, поэтому на практике сложилась процедура оформления разногласий при заключении договора.
Инструкция
1
Законодательно процесс урегулирования разногласий при заключении договора предусмотрен только для публичных договоров (ст. 445 ГК РФ ч. 1), то есть тогда, когда сторона, направившая оферту – предложение заключить договор, обязана это сделать с любым, кто готов ее принять (например, компании, оказывающие коммунальные услуги, медицинские учреждения и т.д.). На практике урегулирование разногласий при заключении договора оформляется протоколом разногласий к его проекту. Этот документ инициирует сторона, несогласная с предлагаемыми условиями.
2
Протокол, как правило, состоит из нескольких частей:
- вводная часть, где указывается наименование сторон будущих правоотношений, реквизиты договора, по поводу условий которого имеются разногласия;

- основная. Здесь излагается непосредственно суть разногласий. Текст может оформляться в виде таблицы, в одной из частей которой излагается «редакция стороны А», а в другой – «редакция стороны Б». Варианты спорных условий можно изложить и в разных абзацах. В протоколе отражается каждый пункт договора, содержащий условия, требующие урегулирования, в двух вариантах: предлагаемом и желаемом;

- заключительная часть содержит сведения о том, в какой редакции принимается текст договора; о том, что данный протокол разногласий является неотъемлемой частью договора, без которой он не имеет юридическую силу; а также сроки вступления протокола в силу, которые должны совпадать со сроками действия договора.
3
Протокол подписывается стороной, его направляющей (уполномоченным лицом, с проставлением печатей и указанием реквизитов организации, индивидуального предпринимателя либо сведений о физическом лице). Протокол разногласий направляется в двух экземплярах, один из которых, возможно, вернется подписанным контрагентом.
4
Сторона, получившая протокол разногласий, рассматривает и при согласии с его содержанием направляет обратно подписанный экземпляр протокола. Срок рассмотрения протокола разногласий установлен законом только для публичных договоров (30 дней с момента получения). При заключении иных договоров целесообразно указать желаемый срок в сопроводительном письме. После истечения этого времени при неполучении подписанного варианта протокол будет считаться отклоненным или наоборот, принятым в редакции стороны, его направившей (это тоже следует указать в сопроводительном письме).
5
При несогласии с условиями, изложенными в протоколе разногласий, возможно направление протокола урегулирования разногласий, в котором подвергаться редактированию будет уже текст протокола разногласий, а не самого договора.
6
При неподписании протокола разногласий (и протокола урегулирования разногласий) считается, что стороны не пришли к согласию по поводу условий договора и последний не может быть заключен. В этом случае вопрос разрешения разногласий можно (а если речь идет о публичных договорах - нужно) передать на рассмотрение суда.
Источники:
  • договор разногласий
Обратите внимание
Подписывать и скреплять печатью нужно не только последний лист с реквизитами сторон, но и каждую страницу в отдельности.
Полезный совет
Протокол разногласий лучше составлять юристу совместно с руководителем и бухгалтером. В таком случае практически исключается возможность недочетов или неправильного изложения фактов.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500