Совет 1: Как производится оплата больничных листов

В 2011 году изменен порядок оплаты больничных листов. Изменения коснулись правил расчета среднего заработка, а также того, что за счет страхователя, то есть работодателя, оплачивается первые три дня за больничный лист. Это не касается только некоторых случаев, когда выплаты за первые дни производятся за счет ФСС. Изменения не коснулись стажа для расчета листка нетрудоспособности.
Инструкция
1
При стаже от 8 лет выплачивается 100% среднего заработка, от 5 до 8 лет – 80%, до 5 лет – 60%. Расчет стажа производится по всем записям в трудовой книжке.
2
Средний заработок для оплаты пособия рассчитывается исходя из общей суммы заработков за 24 месяца, которую следует разделить на число календарных дней в расчетном периоде – на 730. В общей сумме учитываются только те заработки, с которых удерживался подоходный налог.
3
Денежные средства за больничный лист могут оплатить на всех предприятиях, на которых работает сотрудник по трудовому договору.
4
Выплаты по листку нетрудоспособности, который выдан по беременности и родам рассчитывают на одном предприятии, с учетом заработков на всех, которых работала женщина в расчетном периоде. Максимальная сумма среднего заработка не может превышать рассчитанной суммы исходя из 46500 рублей за один расчетный год. Минимальная среднедневная сумма не может быть ниже МРОТ, если женщина отработала 6 месяцев и более.
5
Изменения коснулись по оплате больничных листов, выданных по уходу за ребенком до 15 лет. Если назначен стационарный уход, выплачивается вся сумма, в зависимости от стажа сотрудника. При амбулаторном уходе выплаты производятся за первые 10 дней – в зависимости от стажа, с 11 дня ухода – 50% среднего заработка, независимо от стажа. Также ограничены дни ухода. За один больничный не может быть выплачено более 15 дней, а в году – не более 45 дней по всем случаям ухода.
6
Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом, то оплатить могут 120 дней в году. Не коснулись ограничения при уходе за ВИЧ-инфицированными детьми и детьми, пострадавшими от вакцинации.
7
Выплата пособия производится с первого дня за счет ФСС, если больничный лист выдан по уходу за членом семьи. При карантине в детском саду по уходу за ребенком до 7 лет. При протезировании в специализированных учреждениях. При долечивании в санаторно-курортном учреждении.

Совет 2: Как произвести расчет больничного листа

Заболевший работник в течение 6 месяцев после восстановления трудоспособности имеет право обратиться за пособием. С 1 января 2011 года расчет больничного листа (иначе говоря, пособия по временной нетрудоспособности) производится по новым правилам.
Вам понадобится
  • - листок нетрудоспособности работника;
  • - сведения о его заработке за последние два года.
Инструкция
1
Получите от работника его листок нетрудоспособности и справку о сумме заработка по прежнему месту работы, если только он не работал последние два года в вашей компании. Внешние совместители также предоставляют справку со всех других мест своей занятости, если получают пособие только у одного работодателя.
2
Посчитайте заработок работника за расчетный период, то есть за два последних календарных года (в том числе заработок, полученный на других местах работы). Если заработок за это время отсутствовал или был меньше МРОТ (минимального размера оплаты труда), используете величину МРОТ. Средний размер заработка для каждого расчетного года не может превышать размера базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на соответствующий календарный год, устанавливаемого постановлением Правительства РФ. 
3
Рассчитайте средний дневной заработок работника, разделив полученную на предыдущем этапе общую сумму заработка на 730 (количество дней в расчетном периоде).
4
Определите размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, умножив средний дневной заработок на размер пособия. Последний зависит от страхового стажа и представляет собой определенный процент от среднего заработка. Так, при стаже до 5 лет работнику полагается пособие в размере 60% от среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет - 80%, при стаже больше 8 лет - 100%. Если страховой стаж работника меньше 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается ему в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц. 

5
Рассчитайте общую величину пособия, умножив размер дневного пособия, полученный на предыдущем этапе, на количество календарных дней временной нетрудоспособности. 
6
Проверьте, нет ли у вас оснований увеличить или уменьшить сумму рассчитанного пособия. В трудовом или коллективном договоре может быть предусмотрена так называемая доплата - выплата пособия в полном (фактическом) размере, если оно выше предельного размера базы для начисления страховых взносов на соответствующий календарный год (см. шаг 2). 

7
В случае факта доплаты организация обязана начислить на эту сумму НДФЛ, выплаты в пенсионный и страховые фонды, а также имеет право учесть доплату в составе расходов по налогу на прибыль. Также у работодателя могут быть основания для снижения размера выплачиваемого пособия в случаях, предусмотренных законодательством (например, нарушение врачебного режима, заболевания вследствие алкогольного или наркотического опьянения и т.п.)  
Видео по теме
Совет полезен?
Справку о сумме заработка на предыдущем месте работе лучше запрашивать у работника сразу при принятии его на работу.
Источники:
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ (ред. от 01.07.2011)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500