Совет 1: Как воспитать в ребёнке ответственность

Ответственность – сложное качество, включающее в себя такие понятия как совесть, честность, готовность ответить перед собой и обществом за последствия своих поступков. В возрасте 3 – 4 лет ребенок уже осознает себя как личность и, следовательно, пришло время воспитания ответственности.
Инструкция
1
Поощряйте проявление инициативы. Маленькие дети очень любопытны, их увлекает даже та работа, которая для вас является повседневной рутиной. Во время уборки квартиры доверьте своему ребенку вытереть пыль с полки, подмести коврик, полить цветы. Не жалейте затраченного времени, будьте терпеливы и тогда уборка превратится для малыша в ожидаемую игру. Он будет охотно помогать вам. А вы не забывайте хвалить его, подчеркивая, что только благодаря его помощи в доме так чисто и уютно. И теперь у вас больше свободного времени для прогулок с ребенком в сквере или чтения сказок.
2
Старайтесь воспитывать в ребенке чувство уважения не только к близким, но и к посторонним ему людям. Объясните, насколько некрасиво выглядит со стороны проявление неуважения. Ребенок должен понимать, почему нельзя шуметь, когда кто-то спит, или жалуется на головную боль. Почему обязательно говорить спасибо бабушке за приготовленный завтрак. Почему нужно здороваться с соседями.
3
Научите ребенка ценить вещи. Взамен сломанной игрушки не спешите покупать новую. Скажите: «Милый, у нас нет денег на покупку другой игрушки. Постарайся быть аккуратнее со своими вещами». Постепенно ребенок поймет, насколько важно бережное отношение к своим вещам, прежде всего для него.
4
Немаловажным качеством является умение держать слово. Воспитывать его надо, прежде всего на собственном примере. Никогда не обещайте ребенку невозможного. Помните, что вы являетесь примером для подражания. И если вы пообещали ему провести вместе выходной, сходить в бассейн, купить мороженое, постарайтесь сдержать слово. Иначе, в дальнейшем, вы можете столкнуться с нежеланием выполнять обещанное уже со стороны своего взрослого ребенка.
5
Учтите, что при воспитании такого качества, как ответственность, ребенок не должен сталкиваться с противоречиями. Одна небольшая уступка способна испортить месяцы кропотливого труда. Проявляйте настойчивость, но без грубости. Хвалите ребенка, но без чрезмерности. Поверьте, ваш труд принесет вам чувство гордости за вашего ответственного ребенка.

Совет 2: Как воспитать у ребенка чувство ответственности

Воспитывая в ребенке ответственность или другие важные качества, будьте готовы к ежедневному и непрерывному процессу. Вам самим в первую очередь необходимо обрести выдержку, привычку анализировать любые ситуации и разговаривать с ребенком так, чтобы не ронять ни свое, ни его достоинство. Также нужно умело сочетать контроль и предоставление свободы.
Инструкция
1
Сначала обдумайте ситуацию. Вам необходимо знать, что можно требовать от ребенка, какой уровень ответственности соответствует его возрасту. Осознайте, что инструментом воспитания является ваша личность, ваш пример и условия, которые вы создаете дома. В основе ответственности лежит нравственное воспитание, поэтому учите ребенка общечеловеческим ценностям, тому, что социально приемлемо, что - нет, что есть добро, что зло.
2
Установите ясные и неизменные правила в семье, если ваш ребенок находится в раннем возрасте. Это позволит ему чувствовать границы мира, вашу надежность и заложит понятия об опасности и безопасности, что является основой ответственного отношения к своей жизни, здоровью. Обеспечьте гибкость семейных правил и традиций, если ребенок уже подросток. С взрослением границы должны расширяться.
3
Закрепляйте за ребенком посильные обязанности. Психолог-консультант журнала «Мама и малыш» Юлия Василькина использует понятие «зоны ответственности». В каждом возрасте они различаются: это могут быть и игрушки, и кровать, и свой внешний вид, и питомцы, и домашние обязанности разного уровня. Возраст 5-7 лет – идеален для закладывания основ ответственного поведения, в это время расширяются моторные и интеллектуальные возможности ребенка, сфера его деятельности.
4
Давайте ребенку возможность прочувствовать последствия неисполнения своих обязанностей, пусть и отрицательные. Это повышает детскую осознанность. Показывайте, что на нем лежит личная ответственность как за каждый поступок, так и за бездействие. Разговаривая с детьми, пытайтесь вместе спрогнозировать последствия того или иного выбора, развивайте умение анализировать, предвидеть исход ситуаций.
5
Стимулируйте самостоятельность в вопросах личных интересов ребенка: увлечений, игр, личных вещей, игрушек. Поощряйте инициативу, особенно если она говорит о том, что ребенок подумал, прежде чем совершить поступок, пусть вам не понравилось решение или оно не было оптимальным. Обсудите и проанализируйте это, но не укоряйте, не оскорбляйте. Учитесь доверять и общаться с ребенком на равных – это важный момент в воспитании чувства ответственности.
Источники:
  • Мама и малыш. Воспитание ответственности.
  • как развить ответственность у ребенка
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500