Совет 1: Как построить профиль рельефа местности

Профиль рельефа местности нужен чаще всего геодезистам, которые, основываясь на проекте и макете, производят свои расчеты. Профиль местности – это рельеф местности как бы разрезанный вертикально. Правильно выстроить профиль - задача для специалистов, но вполне реально решить ее самостоятельно, пользуясь некоторыми методами и известными свойствами тел ландшафта.
Вам понадобится
  • - чертеж местности;
  • - карандаши.
Инструкция
1
Для того чтобы построить профиль какого-либо направления, на топографическом плане или карте нужно прочертить прямую, где отметить и определить по горизонтали ее пересечение с перегибами скатов и с вершинами высот. Точки, которые получились, нужно перенести на чертеже на линию основания профиля и восстановить в них перпендикуляры к основанию. По перпендикулярам нужно отложить относительную высоту точки или точек над теми из них, которые имеют самую маленькую абсолютную высоту. Точки, которые получились нужно соединить плавной кривой. Эта кривая линия и покажет профиль рельефа по выбранному направлению. Аналогично можно сделать на чертеже профиль по данным нивелировки.
2
Вычертить рельеф местности помогают горизонтальные линии на карте или плане, которые соединяют точки с абсолютной высотой и точки поверхности земли. Горизонталь бывает основная, дополнительная и вспомогательная. Основная горизонталь, это те линии, которые отстают одна от другой на определенную для выбранной карты или плана высоту сечения рельефа.
3
Горизонталь, которую проводят через ? основного сечения, носит название дополнительной. Вспомогательная горизонталь произвольного сечения вычерчивается на высоте нужной для хорошего отображения конкретных форм рельефа. Основную горизонталь вычерчивают замкнутой, сплошной линией. Цвет берут при этом коричневый. Пунктиром изображают дополнительные горизонтали. Но если на карте есть условные знаки: реки, улицы, дороги, просеки, которые изображаются в виде линий, то горизонтали их не должны пересекать.
4
Чтобы карту было удобно читать и легко определить высоту рельефа, те горизонтали, которые делятся на пять (1/10, 1/5 и т.п.), нужно вычертить утолщенной линией – 0.25 мм, когда обычные горизонтали чертят 1/10 мм толщиной. Для удобства чтения карты или плана, на горизонтали можно нанести бергшрихи, которые показывают, в какую сторону направляется скат, а также имеют подпись высоты горизонтали.
5
Высоту обычно подписывают в тех местах где есть разрыв горизонтали, и располагают их так, чтобы удобно было читать, кроме того верх цифр должен быть обращен в сторону подъема ската. Бергштрихи чертят толщиной 1/10 мм и длиной 1 мм. При вычерчивании рельефа местности нужно соблюдать не только установленные условные знаки, но и правильно выбирать цвет.

Совет 2: Как построить профиль местности

Профиль местности представляет собой вертикальный разрез рельефа местности по нанесенной на карту траектории. Простейшие профили строятся по прямой траектории и представляют собой вертикальную проекцию поверхности, как бы разрезанную вдоль этой линии ножом. На самом деле профиль можно стоить вдоль линии, имеющей произвольную форму.
Инструкция
1
Профиль может быть построен с разной целью и иметь разный вид. Если вам необходимо при строительстве трассы, например, срыть гору, то для того, чтобы определить строительные объемы и количество грунта, который надо будет вывезти, достаточно построить несколько прямолинейных профилей, радиально расходящихся от вершины этой горы. Если вы – велосипедист – вам нужен будет профиль трассы, которая проложена по горе с тем, чтобы рассчитать свои силы, зная какой продолжительности и крутизны будут подъемы и спуски на маршруте соревнований.
2
Построить профиль вдоль любой линии вы сможете, имея карту местности. Даже если эта карта – всего лишь плоский кусок бумаги, для тех, кто умеет ее читать она – бесценный источник информации о поверхности и рельефе той территории, которая на ней изображена. На самом деле, информация, отображаемая на плоской, двухмерной карте, позволяет строить трехмерную модель местности, а, значит, и определить высоту любой точки на ней.
3
Высоты на карте отображаются с помощью горизонталей, проведенных через равное количество метров, определенное сечение рельефа. Его значение обязательно указано в легенде карты. Высотную отметку любой точки можно определить по двум горизонталям, между которыми она попадает, их высота уже известна. В зависимости от того на каком расстоянии эта точка находится от каждой из них, определяется и ее высота.
4
Проекцию трассы профиля на плоскость нанесите на карту в виде прямых отрезков, соединенных друг с другом узловыми поворотными точками. Измерьте каждый отрезок трассы от точки до точки и нанесите их на бумагу в виде одной сплошной горизонтальной линии, длина которой равна сумме всех отрезков трассы. Положение каждой точки поворота должно быть отмечено на этой линии штрихом.
5
Перпендикулярно к первой точке постройте отрезок – шкалу высот, по которой вы будете откладывать высоты поворотных точек трассы. Определите высоту каждой узловой точки по карте и отложите эту высоту по вертикальной шкале на перпендикулярах, восстановленных из точек поворота на горизонтальной линии трассы.
6
Соедините отложенные точки высот вдоль всей трассы, и вы получите профиль местности вдоль линии трассы.

Совет 3: Зачем нужны карты рельефа

Сведения о поверхности Земли и объектах, которые расположены на ней, вы можете получить с помощью топографических карт и схем разных масштабов. Они создаются на основе высокоточных геодезических измерений и содержат объективную и актуальную информацию о контурах, площадях и рельефе участков земной поверхности.

С развитием космической геодезии, когда с помощью космических спутниковых снимков стало возможным провести измерения точек земной поверхности и определить все три координаты каждой из них, на земной поверхности практически не осталось «белых пятен». Даже для тех мест на земном шаре, куда никогда ни ступала нога человека, удалось составить подробные карты.

По данным геодезических измерений стало возможно создание трехмерной модели местности, когда она изображается не в виде плоской картинки, а как реальная копия поверхности Земли, только в уменьшенном виде. Такая модель позволяет получить максимально достоверное представление о характере рельефа местности и создать специальные карты рельефа, на которых с помощью техники, известной как «отмывка» удается передать все характерные особенности поверхности.

«Отмывка» предполагает использования цветовой шкалы, когда определенной высоте рельефа соответствует определенный цвет. Для карт рельефа, чтобы их вид был максимально приближен к естественной картинке, поверхности с небольшими высотами окрашиваются в разные тона зеленого цвета, а гористые поверхности – в тона коричневого цвета. На топографических схемах крупных масштабов рельеф отображают с помощью горизонталей.

Карты рельефа используются не только как обзорные, они имеют и большое практическое значение. Без таких карт невозможно не только строительство и проектирование крупных, протяженных объектов, как, например, автодороги, но и даже строительство небольшого здания.

Только имея сведения о рельефе земельного участка, архитекторы и проектировщики могут «посадить» строящийся объект на местности, определить возможности корректировки рельефа и просчитать объемы работ вы выемке или отсыпке грунта. По карте рельефа можно определить, как по поверхности будут протекать паводковые и дождевые воды, спроектировать дренажную систему.

Крупномасштабные карты рельефа, с масштабом 1:500 или 1:1000, являются основой для принятия решения о том, где лучше разместить на земельном участке здания, какие растения и в каких местах посадить на его территории. Это рабочий материал, необходимый для ландшафтного дизайнера.

Видео по теме

Совет 4: Рельеф как фактор почвообразования

Рассуждая о рельефе, приходится различать макрорельеф, мезорельеф, микрорельеф и нанорельеф. Именно макрорельеф и, как ни странно, нанорельеф оказывают наибольшее влияние на почвообразование.

Что такое рельеф

Рельеф - это, в первую очередь, формы земной поверхности. Эти формы главным образом связаны с тектоническими процессами, колебаниями уровней морей и океанов. Частично рельеф связан с деятельностью ледников и иными явлениями. Являясь границей между атмосферой и литосферой, рельеф имеет определяющее значение при перераспределении солнечной радиации и осадков. Следовательно, именно от форм рельефа зависит и конкретный тип климата на значительных территориях, а также и образование различных видов почв.

Поскольку именно рельеф служит своеобразным барьером в распределении влаги и тепла, а также продуктов выветривания, то он активно участвует в почвообразовании.

Также он является определяющим фактором рисунка почвенного покрова и является основой почвенной картографии. От особенностей рельефа чаще всего зависит и степень увлажненности почв.

По этому параметру различают несколько групп почв. Например: автоморфные, полугидроморфные и гидроморфные. Соответственно, не переувлажненные, частично переувлажненные и переувлажненные.

Роль рельефа в почвообразовании

Тут важно влияние макрорельефа, поскольку именно он определяет, как устроена земная поверхность на значительных территориях. Все горные хребты, равнины, низменности определяются макрорельефом. Соответственно, от него зависят и водные потоки, и движение воздушных масс.

В горных районах формирование и распределение почв подчинено закону вертикальной зональности. Таким образом, основные типы почв располагаются в виде отдельных зон, которые последовательно сменяют друг друга от подножия к вершине.

Почвообразование в горах обусловлено наличием продуктов выветривания как магматических, так и древних осадочных горных пород самого различного состава. Постоянный снос продуктов почвообразования приводит к непрерывному омоложению почв и привлечению все новых слоев пород в почвообразование, что благоприятно сказывается на развитии лесов.

В свою очередь, мезорельеф, а это различные холмы, балки, овраги, вносит свой вклад в перераспределение влаги и соответственно в почвообразование.

Не менее важно и влияние на создание почв и, казалось бы, незначительных микро- и нано- форм, которые обеспечивают перепады высот до пятидесяти сантиметров на площадях до десяти квадратных метров. Но они крайне важны в распределении почвенной влаги и непосредственного влияния на накопление гумуса и более равномерного его распределения.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500