Совет 1: Как определить разряд прилагательного

В русском языке в соответствии лексическими нормами принято выделять три разряда прилагательных. Они делятся на качественные, относительные и притяжательные. Для того, чтобы определить принадлежность тому или иному разряду, необходимо узнать, что обозначают признаки данного прилагательного.
Инструкция
1
Если речь идет о качественных характеристиках предмета, соответственно, перед нами качественное прилагательное. Им можно оценить предмет по весу (тяжелый), размеру (крупный), возрасту (молодой), цвету (зеленый), внешности (грациозный) или внутренним качествам (молчаливый). Отличие от других в том, что прилагательные этого разряда легко поддаются преобразованию в краткую форму, идут в ногу со степенями сравнения (большой – больше - самый большой), а также прекрасно сочетаются с наречиями степени (очень большой). Еще одна характерная черта: качественные прилагательные способны образовывать наречия с суффиксами –е, -о, -и (строгий - строго).
2
Относительные прилагательные передают отношение к чему-либо. Они называют признаки предмета по материалу (золотой), месту нахождения (сельский), времени (вечерний), выполняемому действию (стиральный) и назначению (новостной). Они могут называть лицо (родительский), число (второй, пятый), понятие (литературный). Не поддаются степеням сравнения и не образуют краткую форму.
3
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность того или иного признака (заячья лапка) и отвечают на вопрос чей? чья? чье? чьи? Они не изменяются по степеням сравнения, зато только для них характерны суффиксы –ин/ын (мамин крем), -ов/ев (отцов пиджак), ий (птичий клюв).

Совет 2: Как определить качественное прилагательное

В русском языке у прилагательных выделяют три разряда. Прилагательные бывают качественными, относительными и притяжательными. Однако на практике не всегда бывает легко определить, к какому разряду относится то или иное слово.
Вам понадобится
  • Текст или предложение, в котором есть одно или несколько прилагательных.
Инструкция
1
Из курса русского языка известно, что прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета. В начальных классах ученики получают общее представление о прилагательных, а чуть позже приступают к их углубленному изучению и узнают о том, что все прилагательные подразделяются на три основных разряда.
2
Относительные, как правило, определяют материал, из которого произведен тот или иной предмет (например, оловянная ложка, фарфоровая чашка), а также признак предмета по месту (городской парк), по времени существования (зимний вечер, утренний концерт, ночное дежурство) и по назначению того или иного предмета (спортивное снаряжение).
3
Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета кому-либо, человеку или животному. Поэтому они отвечают на вопросы "чей?", "чья?", "чьи?", "чье?". Например, мамин, папин (сын), лисий (хвост), сыновний (долг) и т.п.
4
Наибольшие трудности при определении разряда, как правило, вызывают качественные прилагательные. Хотя у них уже само название отвечает за себя: такие прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени: темный - темнее, строгий – строже, красивый – красивее – наикрасивейший и т.п.
5
Однако если к ним внимательно присмотреться и понять, чем они могут отличаться от прилагательных других разрядов, проблем возникнуть не должно. Главное: запомнить несколько отличительных особенностей этих прилагательных.
6
Например, только качественные прилагательные обозначают признак предмета, представленный в той или иной степени: светлый – светлее.
7
Запомните: только качественные прилагательные в отличие от своих «собратьев» могут быть непроизводными от других частей речи.
8
К качественным прилагательным можно подобрать антонимы: высокий – низкий, добрый – злой, умный - глупый.
9
От качественных прилагательных образуются существительные с абстрактным признаком (злость), наречия на –о (посмотрел зло) и прилагательные с суффиксами оценки.
10
Обратите внимание: для качественных прилагательных характерны полная и краткая формы (милый - мил), а также формы сравнений (милый - милее - милейший).
11
Еще одной из отличительных особенностей качественных прилагательных является то, что они хорошо сочетаются с наречиями степени и меры (очень большой).

Совет 3: Как изменяются качественные прилагательные

Качественные прилагательные называют такие свойства предметов, которые могут быть проявлены в большей или меньшей степени. Это физические и химические признаки или черты характера, а также психические и интеллектуальные характеристики. Эти значения качественных прилагательных выражаются при помощи таких грамматических категорий, как род, число и падеж.
Инструкция
1
Качественные прилагательные характеризуются рядом грамматических признаков. Они, как правило, имеют полную и краткую форму, а также образуют степень сравнения.
2
Качественные прилагательные изменяются по падежам и числам, а в единственном числе еще по родам. Но следует учитывать, что все эти грамматические категории (род, падеж и число) у прилагательных – категории синтаксические: они напрямую зависят от рода, числа и падежа существительных, которые качественные прилагательные определяют. К примеру: «новый дом» – мужской род, единственное число, «новая дача» – женский род, единственное число, «новое здание» – средний род, единственное число, а «новые постройки» – множественное число.
3
Качественные имена прилагательные с флексиями на «-ий, -ой, -ая, -ое» (в единственном числе) и «-ие» (во множественном числе), стоящие в полной форме, изменяются по падежам или склоняются. Начальной формой является именительный падеж, единственное число, мужской род.

Например:

- именительный падеж – «день (какой?) веселый»;
- родительный падеж – «дня (какого?) веселого»;
- дательный падеж – «дню (какому?) веселому»;
- винительный падеж – «день (какой?) веселый»;
- творительный падеж – «днем (каким?) веселым»;
- предложный падеж – «о дне (каком?) веселом».
4
Краткие формы качественных прилагательных по падежам не изменяются и в предложении, как правило, являются именной частью составного именного сказуемого. Например: «Значение этого слова было неуловимо» - в этом предложении слово «значение» является подлежащим, а «было неуловимо» - составное именное сказуемое.

Падежные формы кратких прилагательных как следы старой грамматики сохранились только в фольклоре и в устойчивых сочетаниях: «по белу полю», «на добра коня», «красну девицу», «на босу ногу».
Видео по теме
Обратите внимание
При склонении окончания полных качественных прилагательных в мужском и среднем роде совпадают во всех падежах кроме именительного и винительного.
Совет полезен?
Ко второму типу склонения принадлежат притяжательные имена прилагательные с нулевой флексией.
Источники:
  • как изменяются прилагательные в единственном числе
Видео по теме
Обратите внимание
Согласно книге «Курс русского языка», относительные и притяжательные прилагательные могут иметь качественное значение (картонный домик – картонная душа). Притяжательные прилагательные могут иметь относительное значение (волчья шерсть – волчья шуба).
Полезный совет
Степени сравнения качественных прилагательных отсутствуют у тех прилагательных, качества которых не поддаются сравнению (мертвый, женатый, слепой). Краткая форма у прилагательных с относительным происхождением (рабочий, дружеский) отсутствует.
Источники:
  • "Курс русского языка", Л.В. Балашова, В.В. Дементьев, 2005
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500