Инструкция
1
Нарисуйте на бумаге гриф с ладами и струнами. Отметьте буквенными символами нот каждый лад (A, Ais, B, C, Cis, D, Dis, E, F, Fis, G, Gis). Обратите внимание, что ноты с “is” можно прочитать как диезы или как бемоли, в зависимости от тональности (Fis = Ges). Эти ноты отметьте черными кружками. Остальные – белыми, в соответствии с фортепианной клавиатурой (там диезы и бемоли тоже играются на черных клавишах).
2
Найдите сборник гамм и арпеджио для гитары. Как правило, в таких сборниках указываются все детали исполнения: лад, струна, палец. Просмотрите, прежде чем играть, чтобы в этом убедиться. Заодно глазами постарайтесь запомнить как можно больше из написанного. Проиграйте в медленном темпе гамму в голове.
3
На начальном этапе играются гаммы до мажор, ми мажор и ми-минор. Первая является самой простой, поскольку в ней отсутствуют ключевые знаки. Вторые удобны из-за строя гитары (нижняя струна – ми). Начните с гаммы до. Исполняйте ее в такой аппликатуре: на пятой струне третий, пятый лад; на четвертой струне второй, третий, пятый лад; на третьей струне второй, четвертый, пятый лад.
4
Это гамма в одну октаву. Следите, чтобы все звуки получались одинаково громкими, ритмически ровными. Дергайте струну правой рукой сразу после зажатия пальцем левой, не раньше и не позже. Сначала исполните всю гамму вверх и вниз, чередуя направления удара (вверх-вниз). Добейтесь быстрого исполнения в этой технике, постепенно наращивая темп. После этого начните учить ее с применением другой техники, сначала медленно и постепенно ускоряя.
5
Увеличьте диапазон гаммы до двух или трех октав, в зависимости от уровня мастерства. Затем переходите к исполнению гамм от других нот (ми, ля, соль). Не пытайтесь с первого занятия добиться быстрого исполнения. Скорость придет с опытом. Старайтесь поменьше смотреть на гриф, чтобы позже на основе этих гамм играть импровизации и одновременно общаться с залом.