Совет 1: Как организовать делопроизводство

Делопроизводство – работа с документами и документационное обеспечение управления в данной конкретной организации, регламентируется ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Организация делопроизводства заключается в организации регистрации, хранения и использования входящих, исходящих и внутренних документов в текущей деятельности предприятия.
Инструкция
1
Организуя делопроизводство, определитесь, имеется ли у вашего предприятия, организации, территориально удаленные подразделения или филиалы, учтите этот факт и предусмотрите механизм взаимодействия с этими подразделениями. Система делопроизводства в них должна быть идентичной с головным офисом во избежание проблем при регистрации и оформления документов.
2
Подумайте, какую из существующих форм делопроизводства вы будете использовать: централизованную, смешанную или децентрализованную. Их выбор определяет структура предприятия (имеются ли у него территориально удаленные подразделения) и техническая оснащенность службы делопроизводства. Если эта служба малочисленна и технически не обеспечена, то часть ее функций передается подразделениям. В этом случае имеет место смешанное делопроизводство. В том случае, если это служба оснащена всеми необходимыми кадровыми, техническими и программными средствами, то такая форма ведения делопроизводства будет централизованной.
3
В каждом структурном подразделении выделите специальную штатную единицу, которая будет осуществлять ведение делопроизводства. Если такой возможности нет, то назначьте иного сотрудника, который будет совмещать выполнение своих основных должностных обязанностей с функцией делопроизводителя.
4
Определите количество и номенклатуру дел, к которым будут относиться все поступающие, исходящие и внутренние документы. Если это документы из вышестоящей (головной) организации, то они поступают на рассмотрение руководителю; документы подведомственных организаций должны поступать на рассмотрение заместителю руководителя, курирующему работу с ними. Соответственно, обращения граждан – тому заместителю, на которого возложена обязанность работать с населением.
5
Выявив круг корреспондентов, создайте классификатор, по которому вы сможете сразу определять, к какой корреспондентской группе относится данный документ. Например, для органов государственной власти присвойте код 01, для писем вышестоящей организации – код 02, для поставщиков – код 03, для заказчиков – код 04 и т.д. Это поможет упорядочить движение документов внутри организации.
6
Определите, в какой форме будет вестись документооборот – в журнальной или карточной. Обе формы реализованы в специальных программах электронного документооборота. Если вы пока не можете приобрести такую программу, пользуйтесь электронными журналами регистрации документов, их можно оформить в Excel.

Совет 2: Как организовать делопроизводство на предприятии

Правильно организованное делопроизводство – одна из составляющих успешной работы любого (даже небольшого) предприятия. Ведь от того, как оформляются основные документы (приказы, указания, письма и пр.) зависит первое впечатление о нем деловых партнеров. Важно и то, насколько оперативно проходят потоки входящей, исходящей и внутренней документации.
Инструкция
1
За документооборот на предприятии должен отвечать конкретный работник. Если предприятие не очень большое – это секретарь, секретарь-референт. Если же организация включает в себя не одно подразделение (тем более, если они имеют разное территориальное расположение), организуется служба ДОУ (документационное обеспечение управления).
Именно они разрабатывают инструкцию предприятия по делопроизводству, перерабатывают ее, вносят изменения. При подготовке документа за основу можно взять «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».
2
Это важный, ответственный этап, т.к. после утверждения инструкции по делопроизводству документы на предприятии должны соответствовать определенному стилю:
- расположение реквизитов (продольное, угловое);
- фирменный шрифт;
- формат (размер бумаги, отступы).

Кроме образцов бланков предприятия в инструкции должны найти отражение такие вопросы, как организация регистрации входящих/исходящих документов; организация контроля за исполнением документов и принятых решений; подготовка и передача документов в архив и пр.
3
Формирование папок, в которые подшиваются документы определенной тематики, должно проводиться в соответствии с номенклатурой дел. Она разрабатывается лицом, ответственным за ведение делопроизводства, на основании «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения».
4
В связи с тем, что работа над разработкой номенклатуры дел объемная, требует обширных знаний, работу над ней правильнее организовать с привлечением представителей отдельных служб и отделов. Ими составляются перечни дел (также с указанием сроков хранения), которые формируются в службе или отделе, а служба ДОУ делает сводную номенклатуру дел по предприятию.
5
Для облегчения работы с документами все большее число предприятий используют систему электронного документооборота (СЭД). Подобрать эффективно работающую СЭД можно для любого предприятия (с числом работников 7 чел или 2000). Наиболее эффективно по соотношению цена/качество сегодня работают такие системы, как «Дело», «ЕВФРАТ-Документооборот».

Но даже если приобрести СЭД вашему предприятию пока не под силу, на помощь придут стандартные программы Microsoft Office. Используя обычные средства Word, Excel, PowerPoint вполне реально организовать оформление документов в соответствии с требованиями фирменного стиля, настроить электронный документооборот.
Источники:
  • Секретарь – референт. Делопроизводство.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500