Инструкция
1
Начните написание характеристики с общих сведений об ученике. Укажите возраст, менял ли класс, по какой причине. Дайте словесный портрет ребенка.
2
Далее опишите физическое развитие ребенка: общее состояние здоровья, имеются ли хронические заболевания, соответствует ли рост, вес возрастным нормам.
3
Следующий пункт характеристики – условия семейного воспитания школьника. Укажите состав семьи, возраст каждого, профессию, место работы. Опишите жилищные условия: есть ли у ребенка отдельная комната или просто имеется отведенный угол, письменный стол. Напишите про материальную обеспеченность семьи. Также важно сказать и про общую атмосферу взаимоотношений: дружелюбная, конфликтная семья и т.п.Опишите отношение других членов семьи к школьнику: интересуются его делами, помогают ему или же наблюдается бесконтрольность, полная самостоятельность. А также отношение ученика к членам своей семьи: уважение, желание поддержать или эгоизм, пренебрежение и т.п.
4
Дайте краткую характеристику класса, в котором учится школьник. Укажите количественный и половой состав. Охарактеризуйте успеваемость, дисциплинированность, активность класса в целом.
5
Следующим пунктом характеристики является положение ученика в классе. Опишите успеваемость ребенка, его дисциплинированность, какие поручения выполняет в классном коллективе. Укажите также, какое положение занимает школьник среди сверстников: лидер, принятый или отверженный, изолированный. Отметьте, является ли ученик инициатором, организатором каких-либо общественных дел или же занимает положение созерцателя, исполнителя.Напишите также про то, как ребенок относится к критике в свой адрес: равнодушно, враждебно, серьезно или благожелательно. Опишите, есть ли наличие или отсутствие близких друзей у данного ученика в классе, какие качества он проявляет по отношению к сверстникам: взаимопомощь, надежность или способность к предательству.
6
Далее охарактеризуйте направленность личности школьника. Напишите про нравственные убеждения ученика: представление о честности, совести, дружбе, порядочности и т.д. Отметьте и отношение школьника к труду: уважает труд или же относится с пренебрежением, какие трудовые навыки сформированы, может ли длительное время заниматься каким-либо делом.
7
Охарактеризуйте отношение школьника к учебной деятельности: ради чего учится, какие предметы нравятся больше всего, а к каким проявляет безразличие. Уточните, есть ли у ученика интерес к спорту, искусству и т.п., насколько развит кругозор, сформированы ли читательские интересы. Отметьте, имеет ли школьник устойчивое профессиональное намерение.
8
Следующий пункт характеристики – самооценка и уровень притязаний ученика. Уточните, является ли самооценка школьника адекватной или неадекватной (завышенная или заниженная). Уровень притязаний проявляется в целях, которых ученик желает достичь, он может быть высокий, средний или низкий.
9
Опишите уровень интеллектуального развития школьника, степень сформированности общеучебных умений и навыков: умеет ли выделять главное, умеет ли писать и читать в нужном темпе, может ли самостоятельно работать с книгой и т.д.Охарактеризуйте особенности психических процессов ребенка: степень сформированности произвольного внимания, какой тип мышления, восприятия, памяти преобладает и т.д. Отметьте, какие из качеств каждого процесса развиты лучше, а над какими нужно работать.
10
Напишите про особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Уточните, какое настроение преобладает: жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное, подавленное и т.д. Опишите, как протекают эмоции школьника чаще всего: бурно, ярко выраженно или наблюдается сдержанность, владение над собой. Также укажите, как обычно ученик реагирует на стрессовую ситуацию, например, когда его оскорбляют: грубит, плачет, впадает в отчаяние или испытывает неуверенность в себе. Как школьник ведет себя, например, на экзамене, во время публичного выступления: мобилизуется и показывает лучшие результаты или же наоборот.Оцените, насколько развиты у ученика решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость и другие волевые качества.
11
Определите, черты какого типа темперамента преобладают у школьника. Укажите и то, наблюдается ли усиление каких-то определенных черт характера.
12
Последним пунктом характеристики являются выводы. Обобщите информацию и определите, соответствует ли развитие ученика его возрастным нормам, какие условия положительно влияют, а какие негативно. Дайте рекомендации родителям, учителям, на что необходимо обращать особое внимание при работе с ребенком.