Совет 1: Как написать психолого-педагогическую характеристику

Психолого-педагогическая характеристика пишется на каждого ученика в школе. Информация, которая собрана в документе, необходима как для учителей, преподающих в данном классе, так и для психолога, врача, чтобы учесть в дальнейшей работе развитие ребенка. В характеристике отражена объективная сторона жизни школьника, поэтому важно уметь правильно ее составить.
Инструкция
1
Начните написание характеристики с общих сведений об ученике. Укажите возраст, менял ли класс, по какой причине. Дайте словесный портрет ребенка.
2
Далее опишите физическое развитие ребенка: общее состояние здоровья, имеются ли хронические заболевания, соответствует ли рост, вес возрастным нормам.
3
Следующий пункт характеристики – условия семейного воспитания школьника. Укажите состав семьи, возраст каждого, профессию, место работы. Опишите жилищные условия: есть ли у ребенка отдельная комната или просто имеется отведенный угол, письменный стол. Напишите про материальную обеспеченность семьи. Также важно сказать и про общую атмосферу взаимоотношений: дружелюбная, конфликтная семья и т.п.Опишите отношение других членов семьи к школьнику: интересуются его делами, помогают ему или же наблюдается бесконтрольность, полная самостоятельность. А также отношение ученика к членам своей семьи: уважение, желание поддержать или эгоизм, пренебрежение и т.п.
4
Дайте краткую характеристику класса, в котором учится школьник. Укажите количественный и половой состав. Охарактеризуйте успеваемость, дисциплинированность, активность класса в целом.
5
Следующим пунктом характеристики является положение ученика в классе. Опишите успеваемость ребенка, его дисциплинированность, какие поручения выполняет в классном коллективе. Укажите также, какое положение занимает школьник среди сверстников: лидер, принятый или отверженный, изолированный. Отметьте, является ли ученик инициатором, организатором каких-либо общественных дел или же занимает положение созерцателя, исполнителя.Напишите также про то, как ребенок относится к критике в свой адрес: равнодушно, враждебно, серьезно или благожелательно. Опишите, есть ли наличие или отсутствие близких друзей у данного ученика в классе, какие качества он проявляет по отношению к сверстникам: взаимопомощь, надежность или способность к предательству.
6
Далее охарактеризуйте направленность личности школьника. Напишите про нравственные убеждения ученика: представление о честности, совести, дружбе, порядочности и т.д. Отметьте и отношение школьника к труду: уважает труд или же относится с пренебрежением, какие трудовые навыки сформированы, может ли длительное время заниматься каким-либо делом.
7
Охарактеризуйте отношение школьника к учебной деятельности: ради чего учится, какие предметы нравятся больше всего, а к каким проявляет безразличие. Уточните, есть ли у ученика интерес к спорту, искусству и т.п., насколько развит кругозор, сформированы ли читательские интересы. Отметьте, имеет ли школьник устойчивое профессиональное намерение.
8
Следующий пункт характеристики – самооценка и уровень притязаний ученика. Уточните, является ли самооценка школьника адекватной или неадекватной (завышенная или заниженная). Уровень притязаний проявляется в целях, которых ученик желает достичь, он может быть высокий, средний или низкий.
9
Опишите уровень интеллектуального развития школьника, степень сформированности общеучебных умений и навыков: умеет ли выделять главное, умеет ли писать и читать в нужном темпе, может ли самостоятельно работать с книгой и т.д.Охарактеризуйте особенности психических процессов ребенка: степень сформированности произвольного внимания, какой тип мышления, восприятия, памяти преобладает и т.д. Отметьте, какие из качеств каждого процесса развиты лучше, а над какими нужно работать.
10
Напишите про особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Уточните, какое настроение преобладает: жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное, подавленное и т.д. Опишите, как протекают эмоции школьника чаще всего: бурно, ярко выраженно или наблюдается сдержанность, владение над собой. Также укажите, как обычно ученик реагирует на стрессовую ситуацию, например, когда его оскорбляют: грубит, плачет, впадает в отчаяние или испытывает неуверенность в себе. Как школьник ведет себя, например, на экзамене, во время публичного выступления: мобилизуется и показывает лучшие результаты или же наоборот.Оцените, насколько развиты у ученика решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость и другие волевые качества.
11
Определите, черты какого типа темперамента преобладают у школьника. Укажите и то, наблюдается ли усиление каких-то определенных черт характера.
12
Последним пунктом характеристики являются выводы. Обобщите информацию и определите, соответствует ли развитие ученика его возрастным нормам, какие условия положительно влияют, а какие негативно. Дайте рекомендации родителям, учителям, на что необходимо обращать особое внимание при работе с ребенком.

Совет 2: Как написать психолого-педагогическую характеристику на ученика

В процессе школьного обучения может возникнуть ситуация, когда необходимо составить психолого-педагогическую характеристику на ученика. Она может потребоваться при переходе из класса в класс (например, для обучения по другой программе).
Инструкция
1
Для написания психолого-педагогической характеристики на ученика привлеките школьного педагога-психолога, классного руководителя ребенка, а также учителей-предметников. Учет их мнения даст возможность более объективно охарактеризовать школьника. Попросите их письменно оформить свое мнение. Они войдут в сводную характеристику.
2
Медицинских работников попросите дать характеристику соматического здоровья ученика. Важно отметить соответствие физического развития школьника нормам. Кроме того, фиксируется количество простудных заболеваний в год, наличие или отсутствие хронических заболеваний.
3
Поручите педагогу-психологу дать характеристику познавательным (внимание, восприятие, речь, ощущение, мышление, память, воображение), эмоциональным (чувства, эмоции), волевым (борьба мотивов, принятие решения, постановка цели) психическим процессам. Это является очень важным для определения уровня психологической зрелости ученика. Также им определяется уровень учебной мотивации школьника. Обязательно перечисляются отрицательные черты, наличие негативных эмоций, частота и причины их проявления.
4
Объясните классному руководителю, что он должен проанализировать межличностные отношения между ребятами в классе. Как правило, среди учеников выделяются принятые и отверженные (или изгои). Кроме того, классный руководитель должен дать информацию о видимых отношениях ученика со своими родителями, другими членами семьи. Немаловажным станет описание их жилищных условий, уровня благосостояния семьи. Если в штате школы имеется социальный педагог, то такую информацию уточните у него. Также стоит отметить интересы ребенка, склонность его к какому-либо виду деятельности (школьные предметы, увлечения и т.д.).
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500