Инструкция
1
При сочинении любого произведения обязательно консультируйтесь с музыкантами, которым предстоит играть это произведение. Выслушивайте их замечания и исправляйте партитуру. Записывать нотный вариант лучше в специальном редакторе: Guitar Pro, Sibelius, и так далее.
2
Электрогитара – универсальный инструмент, то есть на ней можно исполнять как сольные мелодические партии, так и аккорды (ритм-партии). Как правило, в группах партию соло-гитары исполняет один человек, а ритм-гитара поручается другому, имеющему меньший опыт и мастерство в исполнении. Диапазон гитары, вне зависимости от функции, ми большой октавы – приблизительно си второй. Ноты на ней записываются на октаву выше звучания.
3
Количество пассажей, гамм и техник игры на гитаре огромно: теппинг, слэп (меньше распространен, чем на бас-гитаре, но тоже используется), глиссандо, тремоло, всевозможные смены тембров, бенды, пиццикато и многое другое. Во многом использование этих приемов ограничено только мастерством исполнителя, поэтому ориентируйтесь не на последние разработки в гитарной технике, а на своего товарища: он, возможно, не сыграет шестнадцатые в темпе 160.
4
Бас-гитара имеет диапазон ми контрактавы – ми первой октавы, если на ней четыре струны. У пятиструнной диапазон расширяется вниз на кварту, у шестиструнной – еще на кварту вниз. Функция в группе – гармоническая поддержка, исполнение самых низких нот, в некоторых жанрах допускается солирование. Техника игры на бас-гитаре тоже очень разнообразна и, по сути, включает все те же приемы, что и обычная гитарная техника, за одним исключением: струны у бас-гитары более толстые, играть на них шестнадцатые невозможно, тем более в быстром темпе. Кроме того, при некоторых способах игры звук быстро «гаснет» и не может тянуться, поэтому в пиццикато и слэпе не используйте длительности больше четверти – пустоты заменяйте паузами.
5
Клавишные партии исполняются на синтезаторе и, как правило, связаны с мелодией. В некоторых случаях тянущиеся звуки исполняют роль гармонической подложки, а короткие мотивы – функцию подголосков. Диапазон синтезатора может быть от пяти до семи октав, в зависимости от модели. Одновременно каждой рукой клавишник может взять до четырех-пяти нот, расстояние между крайними – октава-нона. Недопустимы резкие скачки на интервал больше октавы и обилие скачков в одном направлении. Возможные техники: глиссандо, сустейн, легато, стаккато. Количество тембров в песне может варьироваться, но между сменами должны быть небольшие паузы, чтобы музыкант успел настроиться.
6
Голос – важнейший инструмент в рок-музыке. Рабочий диапазон среднего певца – две октавы, причем высотное положение зависит от пола и тембра исполнителя. Как правило, диапазон одной песни не превышает октавы. Написание вокальной партии полностью зависит от возможностей будущего исполнителя, поэтому во время сочинения консультируйтесь с ним постоянно.