Совет 1: Как писать план-конспект

Для подготовки к уроку педагог преследует определенные задачи, использует методы и приемы, оборудование, дополнительные материалы, разрабатывает задания для учащихся. Но как все это запомнить? В этом ему помогает план-конспект, в котором в соответствии с требованиями современной методики преподавания учитель излагает последовательность действий во время урока.
Инструкция
1
Оформите титульный лист конспекта:
- определите тему и номер урока в соответствии с учебной программой и вашим календарно-тематическим планом;
- укажите тип (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок и т.п.) и вид (семинар, лекция, лабораторная работа, контрольная работа и т.д.) урока;
- сформулируйте наиболее точно цель урока, а потом используйте ее для формулировки дидактических задач: образовательной, развивающей, воспитательной;
- перечислите материалы и оборудование, которые будут использоваться на уроке: линейка, весы, пипетка, реактивы, проектор, телекамера, карточки для самостоятельной работы, таблицы, репродукции картин и т.п.
- сделайте эскиз доски;
- составьте план урока в форме таблицы: 1 столбец – наименование этапа урока, 2 – приемы и методы, которые вы намереваетесь использовать, 3 – время в минутах на каждый этап урока.
2
Поэтапно напишите весь ход урока (в зависимости от типа некоторые этапы могут доминировать над другими или вообще отсутствовать):
а) организационный момент;
б) проверка домашнего задания;
в) актуализация и всесторонняя проверка знаний;
г) этап получения новых знаний;
д) закрепления полученных знаний;
е) повторение пройденного материала;
ж) обобщение и систематизация новых знаний;
з) сообщение информации о домашнем задании.
3
На каждом этапе с помощью тезисов кратко опишите, что вы намерены делать и каких результатов ожидаете от учащихся. Здесь же начертите необходимые схемы, цепи, сделайте ссылки на наглядные и дидактические материалы, которые понадобятся, - все то, что поможет быстро восстановить ход урока в вашей памяти.

Совет 2: Как писать конспект

Каждый студент, поступивший в любое учебное заведение после школы, сталкивается с необходимостью писать конспект. Большой объем информации, который излагает на паре преподаватель, становится ужасающим после небольших конспектов школьных уроков.

Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования лекции. Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, лучше всего для подготовки иметь полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.

Как правильно писать конспект?

Есть несколько популярных советов, как правильно писать конспект:

  • старайтесь писать красиво и аккуратно, если читаемость записей низкая – в них нет смысла;

  • делайте поля в тетради, чтобы можно было делать пометки, исправления, проставлять дату лекции;

  • пишите дату и план лекции, потом это сильно поможет при поиске нужных тем и подготовке к сдаче;

  • применяйте графические способы выделения текста: маркеры, цветные ручки, подчеркивания, таблицы, графики и т.д.;

  • используйте сокращения – как общепринятые, так и самостоятельно изобретенные, главное, чтобы они были однозначно понятны при чтении;

  • если информация непонятна, лучше переспросить сразу или поставить на полях знак вопроса и оставить немного места для комментариев, чтобы в дальнейшем при подготовке к сдаче или на семинаре задать вопрос преподавателю и дополнить тему;

  • текст следует разбивать на абзацы или смысловые разделы, чтобы информацию при прочтении лучше воспринималась;

  • конспект желательно писать от руки, не используя технические устройства типа сканеров или ксероксов, пропущенная лекция, переписанная из конспекта одногруппника лучше осядет в голове, чем вклеенный себе в тетрадь ксерокс, кроме того по мере переписывания могут возникнуть вопросы по теме, которые нужно будет попросить разъяснить;

  • при самостоятельном конспектировании из учебников следует выписывать основные тезисы и важные мысли коротко и по существу.

Видео по теме

Совет 3: Как составить конспект

Конспект представляет собой краткое изложение содержания статьи, параграфа или раздела. Обычно потребность в написании конспекта возникает, когда необходимо переработать большой объем информации в сжатые сроки. После прочтения правильно составленного конспекта материал легко воспроизводится в памяти.
Инструкция
1
Основные принципы создания конспекта – это краткость, логичность, последовательность, простота восприятия.
2
Наиболее распространенным является свободный конспект. Это конспект, сочетающий в себе выписки, тезисы, цитаты, план. Это наиболее качественный вид конспекта. При удачном его написании вы легко восстановите в памяти содержание источника даже через большой промежуток времени.
3
Перед написанием конспекта прочтите текст целиком. Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпоновку материала. Только после этого начинайте конспектировать.
4
Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.
5
Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно показать взаимосвязи между частями текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые слова или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.
6
При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.
Видео по теме

Совет 4: Как писать план урока

Планирование работы учителем – необходимый элемент его деятельности. Тщательная подготовка поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования являются учебный план школы, программа курса предмета, календарно-тематическое планирование и непосредственно план каждого урока в отдельности.
Инструкция
1
План урока должен иметь следующие элементы: тема и задачи; этапы урока, с указанием времени проведения; методы и содержание проверки знаний; последовательность и методы изучения нового материала; перечень демонстраций; перечень технических средств обучения; задачи и упражнения с их решением; домашнее задание.
2
При составлении плана урока педагог, прежде всего, выявляет цели и задачи урока. На одном уроке решается обычно не одна, а несколько задач, однако, учитель должен выявить несколько основных задач. Задачи, указанные в плане подразделяются на образовательные, развивающие, и воспитывающие. При постановке слишком большого количества задач большинство из них не сможет быть полностью выполнено и до конца решено.
3
Далее учитель отбирает необходимый для усвоения фактический материал, изучая учебник, и устанавливает объем и содержание материала. Здесь же подбирается научно-популярная и методическая литература, в которой содержится материал, полезный для учителя. Все это нужно для составления структуры урока, разбивание его на этапы, распределение времени на каждый из них.
4
Перед уроком необходимо подобрать оборудование для демонстрационных опытов и показов, обязательно проверив его и прокрутив опыт для убеждения, что все приборы сработают и не подведут педагога в момент, который очень любят ученики. В плане урока указывается только перечень наименований оборудования без технических характеристик.
Видео по теме

Совет 5: Как правильно записать конспект лекции

Правильно законспектированная лекция – это ключ к успеху на экзамене. Важно не просто успевать записывать всю нужную информацию, которую диктует преподаватель в аудитории, но и правильно её структурировать и оформлять – тогда и писать придётся меньше, и пользы конспект принесёт больше. К тому же такую лекцию читать гораздо проще и приятнее, чем неряшливо оформленные записи. А когда лекция – единственный источник информации по теме, грамотное её оформление – вопрос первейшей важности.
Вам понадобится
  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.
Инструкция
1
Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.
2
Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.
3
Пишите крупным почерком, не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.
4
Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план. Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику. Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое род существительного?», «Что такое падеж?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.
5
Обязательно ставьте на полях конспекта дату лекцию и тип занятия. Можно указывать также преподавателя, если курс ведут двое или если «основной» преподаватель заболел, а его заменяет другой. Дело в том, что их точки зрения на один и тот же предмет могут не совпадать. Тогда на экзамене вы попадёте в неприятную ситуацию, когда преподаватель скажет: «Откуда вы услышали эту ерунду? Всё не так. Идите, учите, потом пересдадите». Тогда вы сможете смело показать ему конспект лекции «чужого» преподавателя и объяснить, что готовились по ней.
6
Используйте разные цвета пасты и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записи лекции и акцентировать внимание на определённых важных местах.
7
Используйте сокращения! Это могут быть:

Общепринятые:
и т.д. – и так далее,
и проч. – и прочее,
млн – миллион,
р. – рубль,
$ – доллар,
sic! – важно и многие другие;

Ваши личные:
слово «например» я обычно сокращаю до «н-р», «языкознание» – «яз-е», «филология» – «Ф.» и т.д.;

Словарные:
вы обозначаете заглавной буквой или аббревиатурой слово, термин или понятие, вынесенные в заголовок темы. Например, если тема «Сказуемое», не стоит писать это слово постоянно, сократите его до «С.» – и так понятно, о чём идёт речь;

Ситуативные:
когда вы замечаете, что в речи лектора проскальзывают одни и те же слова или формулировки, вы можете их смело сокращать или обозначать значком, вынеся сокращённое слово на поля – чтобы потом не забыть, что вы зашифровали под этой закорючкой;

Элементы скорописи:
некоторые постоянно употребляющиеся слова можно заменить значками, употребляющимися в скорописи, например, вместо слова «который» ставят знак «альфа».
Видео по теме
Обратите внимание
Помните, вы записываете лекцию не для кого-то, а только для себя. Чем будет тетрадь с конспектами лекций во время подготовки экзамена – макулатурой или полезным инструментом – зависит исключительно от вас!

Совет 6: Как писать продуктивные конспекты

Правильно оформленный конспект - это признак успешного студента, который умеет оптимизировать информацию для дальнейшей работы с ней. В огромном информационном потоке мы нередко путаемся мыслями и теряемся в мире знания. Во избежание этих пагубных последствий студенту рекомендуется выполнять компактные и полезные конспекты, используя различные таблицы и графики. Как правильно вести записи ваших лекций и семинаров и что для этого нужно?

Что нужно для того, чтобы вести продуктивные конспекты? Во-первых, это тетрадь. Лучше всего использовать тетрадь на кольцах, так как она легко сгибается и в ней запросто можно выдергивать ненужные или испорченные листы, но, как известно, у каждого свои предпочтения, поэтому в конечном счете выбор остается только за вами. Также вам потребуется удобная ручка, маркеры или текстовыделители, а также линейка для того, чтобы обеспечивать расстановку границ между разными частями конспекта.

Перейдем к оформлению. Как же все-таки оформлять конспект?

Дата и номер страницы. Всегда начинайте с того, чтобы поставить эти знаки на развороте вашего конспекта, так как в университетской жизни вам придется столкнуться с огромным количеством различной информации и зачастую становится тяжело отыскать данные по определенному предмету, а данные символы значительно облегчат это задание.

Одна тетрадь - один предмет. Это самый оптимальный способ вести конспект по той или иной науке. Таким образом вам не придется искать информацию в стопке случайных тетрадей. Рекомендуется в начале учебы подписать все свои студенческие тетради, чтобы потом не возникло путаницы на этот счет.

Записывайте только самое важное. Не стоит писать все, что говорит преподаватель. Выделяйте лишь самую ценную информацию, составляйте необходимые связи и системы. Оптимизируйте процессы запоминания и пишите более разборчиво, чтобы в дальнейшем можно было с легкостью перечитать конспект.

Используйте сокращения. Для того чтобы ускорить процесс написания, необходимо пользоваться сокращенными знаками, символами и словами. Существуют общепринятые аббревиатуры для ускорения письма, но также вы можете придумать свои, чтобы облегчить собственную работу.

Делайте записи на полях. Если какие-либо данные после лекции остались для вас непонятными, то следует записать о них на полях или на специальном стикере в качестве напоминания о том, что к ним нужно обязательно вернуться, чтобы узнать больше сведений.

Пользуйтесь цветными ручками и маркерами. Выделяйте самое важное. Можно придумать собственную систему использования цветовой гаммы, например, заголовки выделять только красным цветом, подзаголовки - желтым, а актуальные термины - зеленым. Это поможет вам сосредоточиться на определенных этапах вашего конспекта и разграничить важные моменты. 

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500