Вам понадобится
  • Табулатуры
  • Таблицы аккордов
  • Таблица гамм, аккордов и арпеджио
Инструкция
1
Сначала освойте обращения аккордов. Стройте один и тот же аккорд от разных звуков трезвучия. Например, основной аккорд у вас до-мажор, который строится по трезвучию до-ми-соль. Первое обращение будет строиться от третьей ступени гаммы, то есть от звука ми. Оно выглядит как ми-соль-до следующей октавы. Оно называется секстаккорд, поскольку расстояние между звуками ми первой и до второй октавы составляет сексту. Второе обращение, соответственно, будет выглядеть как соль-до-ми. Расстояние между соль и до составляет кварту, а между соль и ми — сексту, поэтому и аккорд называется квартсекстаккордом. Обозначаются эти аккорды в до-мажоре как С6 или С46.
2
Параллельно с обращениями аккордов в левой руке осваивайте приемы игры правой. Самый естественный способ — это перебор. Он может быть как прямым арпеджио, когда звуки аккорда играются последовательно снизу вверх, так и обратным. Попробуйте разные виды перебора. Опирайтесь при этом на разные звуки. Старайтесь выделять разные ступени аккорда. После того, как научитесь нескольким видам перебора, попробуйте играть боем. Большой палец правой руки при этом задевает одну из басовых струн, а остальные пальцы сложены вместе и задевают струны одновременно.
3
Начните опевать основные ступени аккордов голосом. Спойте основной звук, затем — следующую ступень гаммы вверх, после этого уйдите вниз тоже на ступень. В до-мажоре опевание первой ступени будет выглядеть как до-ми-си-до. Опевание звука ми выглядит как ми-фа-ре-ми. Если вы собираетесь играть в других тональностях, необходимо сначала выучить все ключевые знаки. Мажорная гамма строится по схеме 2 тона — полутон — 3 тона — полутон. Если звукоряд, построенный от какого-либо звука, не укладывается в эту схему — нужные ступени повышаются или понижаются, то есть при ключе ставятся диезы или бемоли. Натуральная минорная гамма строится по схеме 1 тон — полутон — 2 тона — полутон -2 тона. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень, то есть гармонический ля-минор выглядит так: ля, си, до, ре, ми, фа, соль-диез, ля. Именно гармонический минор используется при опевании. В мелодическом миноре при движении наверх повышаются 6 и 7 ступени, а при движении вниз он выглядит как натуральный минор. Попробуйте опевать ступени в разных вариантах минора.
4
После того, как у вас получится опевание голосом, начинайте обыгрывать аккорды левой рукой. Начинать удобнее всего с верхних звуков трезвучия, вне зависимости от того, в каком обращении вы применяете данный аккорд. Возьмите аккорд, затем переставьте палец, зажимающий верхнюю струну, на полутон вверх. Это будет соседний лад или через один. Потом точно так же попробуйте переставить его вниз. Каждое упражнение выполняйте до тех пор, пока оно не получится свободно. Потом таким же образом попробуйте обыгрывать басы, и только после этого переходите к средним звукам.
5
После основных аккордов гаммы переходите к вспомогательным. Они обычно написаны в таблицах аккордов и табулатурах. Помните о том, что сочетания аккордов подчиняются законам гармонии. Человек обычно это слышит, и сразу определяет, что какой-то аккорд не гармонирует с остальными. Постарайтесь научиться определять дисгармонию на слух.