Инструкция
1
Напишите «шапку» характеристики. Она обычно выглядит так: «Характеристика на воспитанника такого-то детского учреждения Иванова Павла». Название детского учреждения необходимо указать полностью — так, как оно обозначается в документах.
2
Отметьте внешний вид ребенка. Напишите, насколько физическое развитие соответствует росту. Отметьте, есть ли у ребенка дефекты, мешающие нормальному общению. Расскажите о поведении ребенка, о его жестах, мимике, опрятности и особенностях внешнего вида.
3
Опишите речь ребенка. Каким голосом он обычно говорит? Есть ли у него дефекты речи, и насколько они серьезны? В каком темпе говорит ребенок, заикается ли он, насколько богат его словарный запас?
4
Отметьте, насколько ребенок подвижен и активен в обычной жизни и на занятиях. Расскажите об особенностях его социальной адаптации: умеет ли он устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми, доверчив ли он, в каком настроении чаще всего пребывает. Опишите особенности его учебной деятельности — мотивацию, интерес к занятиям, отношение к успехам и неудачам, работоспособность.
5
Определите и укажите темперамент ребенка. Расскажите об особенностях его характера. Хорошо ли он сходится с другими людьми, насколько эгоистичен, предпочитает говорить правду или постоянно лжет, есть ли у него стремление к лидерству или он постоянно остается на вторых ролях.
6
Проанализируйте отношение вашего подопечного к сверстникам и ко взрослым. Отметьте наиболее характерные качества. Доверяет ли он другим людям или относится к ним с подозрением, стремится ли руководить сверстниками, слушается ли взрослых. Определите, как относится ребенок сам к себе. Насколько он умеет анализировать свои ошибки? Насколько ребенок воспринимает сам себя — или, наоборот, отрицает свою личность? Опишите, как он относится к своим вещам, позволяет ли другим ими пользоваться или тщательно охраняет свое личное пространство, никого туда не пуская.
7
Расскажите об отношении ребенка к поручениям и вообще к любому начатому делу. Стремится ли он довести начатое до конца или быстро увлекается и так же быстро остывает? Может ли он планировать свою деятельность?
8
Расскажите о семье ребенка и о том, какая среда его окружает. Среда может быть, как благоприятной, так и травмирующей, и все это необходимо указать в характеристике.