Совет 1: Как сделать мицелий

Мицелий – это грибница, плодоносящее тело грибов, состоящее из тонких нитей, называемых гифами. Развивается мицелий из спор, формирующихся на плодовом теле гриба. Для нужд грибоводства мицелий производят в микологических лабораториях с соблюдением стерильности в процессе приготовления. Сейчас для культивирования грибов используют зерновой мицелий, т.е. выращенный на зерне, но и до того как попасть на зерно, он проходит этап высевания спор и развития маточной культуры.
Вам понадобится
  • 30г овсяной муки (измельчите овсяные хлопья)
  • 970мл воды, 15г агара или 100г желатина, 2 емкости (кастрюли)для варки субстрата и для водяной бани.
  • Стерильные пробирки и ватно-марлевые пробки для них, фольга, инокуляционная петля (из спицы, проволоки длиной 100мм, загнутой на конце и сведенной на нет)или скальпель, бактерицидная лампа, стеклянные бутылки или банки емкостью 1 или 3л, мелкоячеистая сетка или картон для просушки зерна.
  • Зрелый гриб, 10кг зерна пшеницы, 15л воды, большая емкость для варки зерна, 130г гипса, 30г мела.
Инструкция
1
Приготовьте питательный субстрат для посева спор. Возьмите овсяную муку, воду, желатин или агар. Желатин замочите частью воды из взятого объема, когда разбухнет – разогрейте на водяной бане. Овсяную муку проварите с оставшейся водой в течение часа, профильтруйте. Соедините овсяный «кисель» с желатином (если взяли агар, то "кисель" кипятите до полного растворения агара).
2
Разлейте жидкий желатиновый (агаровый) субстрат по пробиркам (заполняя 2/3 объема). Закройте ватно-марлевыми пробками. Стерилизуйте в течение получаса на водяной бане. После стерилизации установите пробирки наклонно, чтобы за счет этого увеличить площадь субстрата, получится так называемый скошенный субстрат.
3
Когда субстрат остыл, возьмите зрелый гриб, инокуляционной петлей или скальпелем срежьте кусочек пластинчатой спороносной ткани и поместите на поверхность субстрата. Закройте той же пробкой, сверху оберните фольгой. Поместите пробирки в темное теплое (+24°С) место. Через две недели мицелий полностью разрастется на приготовленной среде и будет готов к дальнейшему разрастанию. Вы приготовили маточную культуру мицелия. По разным источникам, она может храниться при температуре +1+2°С от 4 до 12 мес.
Пластинчатая спороносная ткань гриба
4
Чтобы перейти к следующему этапу и получить зерновой мицелий, возьмите одну часть зерна (пшеница, ячмень) и полторы части воды, например, 10 кг зерна и 15 л воды. Зерно следует проварить на слабом огне до мягкости. Время, опять же, по разным данным, колеблется от 15 мин до 1 ч. Это объясняется тем, что для шампиньонов следует варить зерно дольше, чем для вешенки. Следите за тем, чтобы зерно не разварилось.
5
Просушите сваренное зерно любым доступным способом – на мелкоячеистой сетке, на чистом полотенце, на картоне, можете использовать комнатный вентилятор, - распределив его слоем в 2 - 3 см. Добавьте к зерну 1,3% гипса и 0,3% мела (в нашем примере – 130 и 30 г соответственно).
6
Заполните зерном любую стеклянную тару (литровые, трехлитровые банки) на ? объема, уплотните субстрат и сделайте в центре углубление диаметром 2,5-3см . Закатайте банки металлическими крышками, сделав предварительно и в них отверстие диаметром 2,5 – 3 см. Заткните отверстие ватно-марлевыми пробками и поставьте банки стерилизоваться в духовку на 2 часа при температуре 120°С. Стеклянную тару помельче можно заткнуть пробкой, обернуть пробку сверху фольгой, поставить в кастрюлю с водой и кипятить в течение двух часов два раза, с интервалом в сутки.
7
Осталось последнее – пересадить маточную культуру на подготовленный зерновой субстрат. Эта ответственная процедура также требует стерильности. После остывания банок с зерном до комнатной температуры вам остается пересадить маточную культуру в зерновой субстрат. Для этого возьмите пробирки, слегка разогрейте их над пламенем, чтобы легко отделить содержимое от стенок. Пользуйтесь инокуляционной петлей для извлечения маточного мицелия. Откройте пробку банки с зерном и аккуратно введите мицелий в заготовленное отверстие. Соблюдая стерильность, закройте банки.
8
После посева банки с мицелием поставьте в теплое темное место (+24°С) до полного зарастания. Скорость зарастания зерна мицелием у разных видов не одинакова. Вешенка освоит новый субстрат за неделю, а шампиньону понадобится в три раза больше времени. Срок хранения мицелия при температуре от +20° до +24°С - 24 часа,от+15° до+18°C - 3 дня, от 0 до +2°С - 2 недели, от -2 до 0 - 1 месяц.

Совет 2: Как сделать гриб

Чайный гриб известен очень давно. Раньше практически у каждого на кухне стояла трехлитровая банка, прикрытая марлей, а в ней — чайный гриб. Из него получается изумительный кисло-сладкий напиток. Как же сделать гриб самому, если отслойку взять негде?
Инструкция
1
Для того, чтобы вырастить чайный гриб, нужно взять плесень из заварочного чайника и положить ее в 3х-литровую банку с крепкой чайной заваркой комнатной температуры. Должно пройти время, чтобы плесень разрослась по поверхности жидкости. Затем нужно поменять заварку и перевернуть плесень. Когда плесень покроет второую сторону, ее снова переворачивают. Данную процедуру нужно повторять, пока гриб не получит желаемую толщину и плотность. По времени этот процесс обычно занимает не меньше месяца.
2
Когда гриб достигнет достаточных размеров, его нужно вытащить из заварки и на 5-10 минут поместить в раствор яблочного уксуса. После этого нужно подготовить новую емкость: наполнить 3-литровую банку кипятком и дать немного постоять. Вылить воду.
3
Вскипятить 1,5 литра воды, добавить 5 г черного или зеленого чая, заваривать в течение 15 минут, добавить 70-80 г сахара и перемешать до полного растворения. Полученный раствор и остудить до комнатной температуры и залить в банку с грибом. И завязать сверху марлей, сложенной в 3-4 слоя.
4
Первые 2-3 дня гриб будет оставаться на дне банки, но через несколько дней он обязательно всплывет. Через 3-4 дня напиток будет готов.
Видео по теме
Обратите внимание
Гриб нельзя оставлять в растворе надолго, от этого верхняя вленка темнеет и гриб погибает.
Совет полезен?
Один раз в месяц гриб нужно промывать в прохладной кипяченой воде.

Когда подрастет отслойка, ее нужно аккуратно отжелить, не травмируя гриб, и поместить в чистую кипяченую воду. В таком виде можно передавать.

Чай в растворе можно заменить растворимым кофе (1 ст. л. на 1 л воды), гороховой или соевой мукой (1/2 ч. л. на 1 л воды)
Обратите внимание
Условия должны быть стерильными, скальпель или инокуляционная петля предварительно два раза прокалены над пламенем спиртовки или газовой горелки, открывать стерильные пробирки тоже необходимо над пламенем.
Для обеспечения стерильности кусочки гриба перед помещением в пробирку опускают в перекись водорода.
Зерно не следует высушивать до абсолютно сухого состояния, оно должно стать рассыпчатым и остаться влажным внутри.
Полезный совет
В идеале нужно стерильное помещение, в течение часа обработанное бактерицидной лампой. Вы можете сами сделать микролабораторию у себя дома. Изготовьте герметично закрывающийся ящик с вмонтированным стеклом на верхней крышке. На одной из боковых сторон сделайте два отверстия с рукавами, для рук. Внутрь вмонтируйте бактерицидную и обычную лампы. Поддерживая стерильность внутри микролаборатории, вы можете осуществлять пересев в любом помещении.
Источники:
  • Производство мицелия
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500