Инструкция
1
Определите размер валового дохода – общей выручки от реализации товаров или услуг. Найдите сумму чистого дохода – общей выручки от реализации товаров или услуг за вычетом стоимости возвращенных товаров (услуг) и предоставленных скидок покупателям. Рассчитайте совокупные затраты на изготовление товаров и предоставление услуг, включаемых в себестоимость продукции. Найдите показатель валовой прибыли предприятия, который представляет собой разницу между чистым доходом от продаж и себестоимостью реализованных товаров или предоставленных услуг. Формула валовой прибыли выглядит как разность между чистым доходом и себестоимостью продукции.
2
Определите показатель чистой прибыли. Для этого из суммы валовой прибыли следует вычесть налоги, штрафы, пени, проценты по кредитам, а также операционные расходы. К последним относят затраты на поиск партнеров, заключение сделок, расходы на повышение квалификации работников, затраты, обусловленные форс-мажорными ситуациями. Показатель чистой прибыли как раз и отображает конечный результат деятельности фирмы, показывает, насколько выгодно осуществление данного рода деятельности. Чистая прибыль используется предпринимателями для увеличения оборотных средств, формирования различных фондов и резервов, а также для реинвестиций в производство. Объем чистой прибыли напрямую зависит от размера валовой прибыли, а также от величины налоговых платежей. Если компания представляет собой акционерное общество, дивиденды акционерам компании рассчитываются, как раз исходя из величины чистой прибыли.
3
Среди основных функций прибыли можно выделить стимулирующую. Она главный источник денежных вливаний, и фирме выгодна ее максимизация. Это положительно отразится и на на росте заработной платы сотрудников предприятия, и на темпах обновления основных средств, внедрения новейших технологий. В результате происходит рост производства. Уровень прибыли важен не только непосредственно для компании, но и для отрасти, государства. Благодаря прибыли фирм формируются бюджеты разных уровней. Из нее уплачиваются налоги, поступающие в государственный бюджет. При рыночных отношениях прибыль обладает оценочной функцией. Ее уровень влияет на стоимость компании и ее конкурентоспособность в масштабах отрасли. Выделяют и контрольную функцию прибыли. Отсутствие прибыли означает убыточность компании. Как видите, очень важно ориентироваться на размер прибыли, а значит, ее формулу просто необходимо знать для анализа хозяйственной деятельности.
4
Кроме общего показателя прибыли есть несколько ее видов. Например, по источникам формирования существует прибыль от реализации (из выручки нужно вычесть себестоимость продукции), от операций с ценными бумагами (положительная разница между доходами и расходами от операций по реализации ценных бумаг), внереализационная (сумма прибыли по итогам продажи товаров, продажи имущества и по итогам внереализационных операций), от инвестиционной и финансовой деятельности. Чтобы найти прибыль от инвестиционной деятельности, нужно из суммы чистого денежного потока за инвестиционный проект вычесть затраты на реализацию инвестиционного проекта. Прибыль от финансовой деятельности - сумма прибыли от продажи, процентов к получению и дохода от участия в других компаниях за минусом процентов к уплате и операционных расходов.
5
По методу расчета, который практикуется на том или ином предприятии, можно выделить маржинальную, чистую и валовую прибыль. Чтобы найти маржинальную прибыль, нужно из дохода вычесть переменные затраты. В зависимости от способа уплаты налогов есть налогооблагаемая и не подлежащая налогообложению прибыль. Налогооблагаемая прибыль - это доход за минусом поступлений, с которых не отчисляют платежи в бюджет. Для ее расчета нужно из балансового дохода вычесть налог с недвижимости, прибыль по дополнительным налоговым обязательствам и доход, ориентированный на операции по льготам. В экономическом анализе используют такие показатели, как прибыль прошлого, отчетного, планового периода, номинальная и реальная прибыль. Номинальной называют прибыль, которая стоит в финансовой отчетности и соответствует балансовой прибыли. Реальная же прибыль представляет собой номинальную прибыль, скорректированную на показатель инфляции, соотнесенную с индексом потребительских цен. Также финансисты используют понятия капитализированной (направленной на увеличение собственного капитала) и нераспределенной прибыли, которая является конечным финансовым результатом за минусом налогов и других обязательств.
6
Не только внешние факторы способны влиять на уровень прибыли. Предприятие должно применить меры для ее роста. Например, можно провести оптимизацию товарных запасов и остатков на складе, анализ ассортимента выпускаемых продуктов, выявить продукцию, на которую нет спроса, и вывести ее из оборота. Более эффективная система менеджмента тоже способствует росту прибыли. Другие меры - автоматизация производства для снижения расходов по оплате труда и применение безотходного производства.