Инструкция
1
Соберите статистические данные за несколько последних лет. Лучше, если они будут представлены в количественном выражении, поскольку, учесть инфляционный коэффициент будет труднее – данные, предоставляемые официальной статистикой, не всегда соответствуют реальному положению дел на рынке.
2
Проанализируйте представленные статистические данные и уберите их них аномально большие или маленькие значения, которые связаны с разовыми, случайными сделками с очень крупными клиентами или с редкими, форс-мажорными обстоятельствами, вероятность повторения которых очень невелика. Такие обьемы в статистике учитывать не надо.
3
Определите, какая детализация вам необходима – в некоторых случаях достаточно учета по месяцам, в некоторых – по неделям. Например, в торговле товарами народного потребления на график сезонных продаж сильно влияют предпраздничные недели.
4
Определите средний обьем производства продукции или предоставленных услуг для каждого месяца (или недели) года за несколько лет. Рассчитайте среднегодовой и среднемесячный обьем производства продукции или предоставленных услуг за указанное количество лет. Прогнозируемый на определенный месяц (или неделю) индекс сезонности рассчитайте как отношение среднего значения объема производства за несколько лет, за искомый месяц к среднемесячному объему производства продукции или услуг за n лет.
5
По своей сути индекс сезонности выражает в процентах долю объема производства относительно его среднемесячного объема за год. Используйте индексы сезонности для прогнозирования и планирования производства на очередной год.