Совет 1: Как рассчитать сезонность

Управление любым предприятием в первую очередь связано с планированием производства продукции или предоставления услуг. Но для многих компаний, работающих, например, в сфере строительства, туризма, торговли, плановые показатели связаны с сезонным фактором. Это значит, что ежегодно в определенные периоды времени отмечается рост или спад спроса на продукцию или услуги, предоставляемые данными компаниями. Учесть фактор сезонности и определить ее индекс или коэффициент необходимо при планировании.
Инструкция
1
Соберите статистические данные за несколько последних лет. Лучше, если они будут представлены в количественном выражении, поскольку, учесть инфляционный коэффициент будет труднее – данные, предоставляемые официальной статистикой, не всегда соответствуют реальному положению дел на рынке.
2
Проанализируйте представленные статистические данные и уберите их них аномально большие или маленькие значения, которые связаны с разовыми, случайными сделками с очень крупными клиентами или с редкими, форс-мажорными обстоятельствами, вероятность повторения которых очень невелика. Такие обьемы в статистике учитывать не надо.
3
Определите, какая детализация вам необходима – в некоторых случаях достаточно учета по месяцам, в некоторых – по неделям. Например, в торговле товарами народного потребления на график сезонных продаж сильно влияют предпраздничные недели.
4
Определите средний обьем производства продукции или предоставленных услуг для каждого месяца (или недели) года за несколько лет. Рассчитайте среднегодовой и среднемесячный обьем производства продукции или предоставленных услуг за указанное количество лет. Прогнозируемый на определенный месяц (или неделю) индекс сезонности рассчитайте как отношение среднего значения объема производства за несколько лет, за искомый месяц к среднемесячному объему производства продукции или услуг за n лет.
5
По своей сути индекс сезонности выражает в процентах долю объема производства относительно его среднемесячного объема за год. Используйте индексы сезонности для прогнозирования и планирования производства на очередной год.

Совет 2: Как рассчитать индекс сезонности

Деятельность любого предприятия завязана на планово-экономической стратегии по производству продукции или предоставлению услуг. Многие компании в плановые показатели включают и сезонные факторы, которые напрямую влияют на спад и рост спроса на услуги и продукцию. Во время планирования обязательно необходимо учитывать такой параметр, как индекс сезонности.
Инструкция
1
Составьте список статистических данных за несколько последних лет. Необходимо их представить в количественном выражении. Не стоит брать данные из официальных статистик, так как они не всегда точно описывают реальное положение дел.
2
Проведите анализ собранных статистических данных. Исключите из списка аномально маленькие или большие значения. Эти данные не являются частью статистики и показывают лишь разовые крупные сделки или форс-мажорные обстоятельства, которые несвойственны для деятельности предприятия и повторение которых маловероятно. В связи с этим, не стоит учитывать в статистике случайные параметры.
3
Определитесь с необходимой детализацией. В зависимости от сферы деятельности предприятия это может быть учет по месяцам или по неделям. К примеру, если предприятие продает продукты питания, то в предпраздничные недели можно ожидать увеличения показателей продаж, поэтому недельный учет будет отображать лучше истинное положение дел.
4
Подсчитайте среднюю величину предоставленных услуг или производства продукции для каждой недели или месяца за выбранный период лет. Определите среднемесячный и среднегодовой объем предоставленных услуг или производства продукции за требуемое количество лет.
5
Рассчитайте прогнозируемый индекс сезонности для определенного месяца или недели. Он равен отношению среднего значения объема предоставления услуг или производства продукции за указанное количество лет для искомого месяца к среднемесячному объему предоставления услуг или производства продукции за определенное число лет. Индекс сезонности характеризует процент доли объема услуг или производства по сравнению со среднемесячным объемом за год. Индекс сезонности используйте для планирования и прогнозирования деятельности предприятия на будущий год.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500