Совет 1: Как сделать солнечные часы

Солнечные часы, сделанные своими руками, станут прекрасным и необычным украшением для вашего сада или дачи. Если делать такие часы вместе с детьми, то это станет замечательным уроком по астрономии и геометрии. Существует несколько видов солнечных часов: вертикальные, горизонтальные и экваториальные. Для изготовления в домашних условиях лучше всего подойдут последние два.
Вам понадобится
  • Бумага, циркуль, линейка, карандаш, пенопласт, кусок фанеры, плотный картон, тонкая дощечка, нож.
Инструкция
1
Экваториальные часы получили свое название благодаря тому, что плоскость их циферблата расположена параллельно плоскости экватора Земли. Для их изготовления в первую очередь необходимо определить Север. Это можно сделать следующим образом: закрепив гномон (вертикальный штырь) на горизонтальной плоскости за несколько часов до наступления солнечного полдня, отметьте точкой расположение тени от штыря и проведите циркулем окружность, центр которой будет находиться в месте, где закреплен гномон, а радиус будет равен длине его тени в первоначальный момент наблюдения.
2
Наблюдая за тенью можно заметить, что отходя от нарисованной окружности, она уменьшается, но в определенный момент тень начнет расти вновь и заново пересечет окружность. В месте, где тень вновь пересекла линию окружности, поставьте вторую точку и соедините ее с первой. Получившийся отрезок нужно разделить пополам. Проходящая через середину отрезка и центр окружности, прямая покажет нам полуденную линию, которая являет точным направлением север-юг.
3
Чтобы разметить циферблат, нужно разделить круг на равные 24 части по 15 градусов каждая и нанести обозначения часов. 24 части означают 24 часа в сутках. Т.е. 24 * 15° = 360°.
4
Для изготовления корпуса часов подойдет пенопласт, кусок фанеры, плотный картон или тонкая дощечка. Гномон закрепляется перпендикулярно поверхности и на него надевается лист с циферблатом.
5
Полученная конструкция должна быть правильно сориентирована. Чтобы этого достичь, надо соблюсти ряд условий:- Строго горизонтально должна быть расположена линия циферблата с цифрами 6-18;
– С найденным направлением север-юг должна совпадать линия с цифрами 12-24;
– Необходимо наклонить плоскость циферблата часов на север таким образом, чтобы угол между плоскостью горизонта и гномоном часов составил величину, которая будет равна той географической широте, на которой расположена ваша местность.
6
Циферблат горизонтальных часов располагается на подставке или земле строго горизонтально. Стрелка таких часов представляет собой треугольник, угол которого равен широте местности. Стрелка направлена на север.
7
Гномон (в этих часах он исполнен в виде треугольной стрелки) вырезается из пластика или фанеры. Один из углов стрелки равен 90° (прямой угол), а второй – широте вашей местности. Например, для Москвы углы треугольника составят 90° и 55°.
8
Стрелка устанавливается на горизонтальную поверхность в том месте, где вы планируете разместить солнечные часы. С помощью компаса найдите север и сориентируйте гномон на него.
9
Чтобы обозначить на циферблате часы, нужно по таймеру каждый час подходить и делать отметки, ориентируясь на тень от гномона.

Совет 2: Как сделать электронные часы

Несмотря на то, что электронные часы сегодня - не дефицит, некоторые домашние мастера и сегодня продолжают строить свои собственные. Разумеется, они изготавливают часы таких конструкций, которые в магазинах не встречаются.
Вам понадобится
  • Детали для сборки часов
  • Плата или материалы и инструмент для ее изготовления
  • Паяльник, припой и нейтральный флюс
  • Корпус либо материалы и инструмент для его изготовления
  • Отвертка, кусачки, пассатижи
  • Программатор, совместимый с ATMEGA8515
  • Компьютер, преобразователь USB - RS-232
  • Источник питания
Инструкция
1
Существует много конструкций электронных часов, специально предназначенных для изготовления домашними мастерами. Одной из интересных разработок в этой области является Sputnix. Документация на эти часы распространяется по принципу Open Hardware, а прошивка - по принципу Open Source, однако, выбранная автором лицензия запрещает продавать изготовленные часы. При этом, сам автор торговлей наборами для сборки часов не занимается, но принимает добровольные пожертвования любого объема.
2
Зайдите на сайте в раздел BOM (Bill Of Materials) и скачайте список деталей для изготовления часов. Самостоятельно решите, какие из них можно заменить на аналоги. Возможно, многие из этих деталей у вас уже есть, в этом случае, ваши расходы заметно сократятся. Остальные компоненты приобретите.
3
Выберите, будете ли вы монтировать часы на печатной плате или навесным монтажом. Если выбрано первое, плату можно изготовить тем способом, который является наиболее удобным для вас, либо заказать в специализированной фирме - все необходимые для этого файлы имеются на сайте. Все зависит от ваших возможностей и предпочтений.
4
Смонтируйте все детали, кроме микроконтроллера. Последний установите в программатор и запишите в него загрузчик и прошивку. Впаяйте микроконтроллер в плату. В дальнейшем, благодаря наличию загрузчика, вы сможете обновлять прошивку без его выпайки, через порт, встроенный в часы. Программатор вам при этом также не понадобится.
5
Тщательно проверьте монтаж. Купите либо соберите источник питания для часов. Включите часы - они должны заработать. Осторожно, чтобы не коснуться высоковольтных цепей на плате, кнопками установите текущее время.
6
Поскольку часы содержат высоковольтные цепи, корпус обязателен. Каким он будет, зависит от ваших возможностей. Можно купить готовый корпус, можно изготовить его самостоятельно предпочтительным для вас способом и из предпочтительных для вас материалов, можно заказать его, как и плату, в специализированной фирме. Во всех случаях, он должен иметь прозрачную вставку либо отверстия для индикаторов. Готовый корпус для этого, возможно, придется доработать.
7
Завершив работу над часами, установите их в таком месте комнаты, чтобы вам и вашим близким было удобно на них смотреть.
Обратите внимание
Не касайтесь высоковольтных цепей на плате.
Источники:
  • Часы Sputnix
  • как сделать цифровые часы
Обратите внимание
Солнечные часы в средней полосе России будут работать только в летнее время, потому что зимой солнце в наших широтах не поднимается достаточно высоко над горизонтом и гномон не будет давать тень.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500