Совет 1: Как составить договор займа

Договор займа составляется в случае, когда одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) сумму денег или иное имущество во временное пользование. По этому соглашению последний обязуется вернуть заимствованное в определенный срок и в соответствующем порядке. Рассмотрим основные условия договора денежного займа.
Инструкция
1
В заголовке обозначается место и дата составления/подписания договора, а также фактическая информация о заимодавце и заемщике. Если стороны являются юридическими лицами, то указывается наименование компании, должность и ФИО уполномоченного подписывать данное соглашение. От физических лиц требуются паспортные данные.
2
В пункте «Предмет договора» отражается факт предоставления заимодавцем заемщику суммы денег в определенном размере (в цифровом и словесном выражении) и валюте, которую последний обязуется возвратить в срок и в порядке, установленном в соответствующем разделе договора. Также указывается цель займа и форма передачи суммы (безналичным или наличным расчетом).
3
Заемщик обязуется использовать заем в соответствии с обозначенной целью и информировать займодавца о своих действиях, а также возвратить сумму в соответствующий срок.Займодавец вправе осуществлять контроль за расходом предоставленных средств, а также требовать досрочного возврата займа в случае его нецелевого использования. Вышеуказанные условия фиксируются в разделе «Права и обязанности сторон».
4
Отдельным пунктом обозначается срок и порядок возврата заемных средств, а также проценты, если таковые оговорены сторонами; санкции на случай задержки выплаты.
5
Стандартной является оговорка о надлежащих действиях сторон в отношении договора в условиях обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся военные действия, эпидемии, землетрясения и другие события подобного характера.
6
В заключении указывается порядок разрешения возможных споров между займодавцем и заемщиком (путем переговоров или через суд), количество экземпляров договора,реквизиты (паспортные данные для физических лиц) и адреса сторон,ФИО для последующего подписания.

Совет 2: Как составить договор займа на юридическое лицо

Договор займа с юридическим лицом в обязательном порядке должен заключаться в письменной форме. При этом следует обязательно указывать на наличие или отсутствие процентов по данному соглашению, так как в противном случае сумма будет считаться переданной под проценты.
Заемные отношения широко распространены в гражданском обороте, при этом часто возникает необходимость составления договора займа, в рамках которого займодавцем или заемщиком является юридическое лицо. Такое соглашение отличается определенными специфическими особенностями, которые необходимо учитывать на стадии его заключения. Чаще всего предметом таких взаимоотношений являются денежные средства, хотя гражданское законодательство допускает использование в таком качестве любых вещей, обладающих определенными родовыми признаками.

Форма договора займа с юридическим лицом

Договор займа на юридическое лицо в обязательном порядке должен заключаться в простой письменной форме, устное заключение подобного соглашения не допускается. Данное правило следует из положений статьи 808 Гражданского кодекса РФ. При этом данная норма специально оговаривает, что в качестве письменного оформления данных отношений рассматривается также обычная расписка, которая должна содержать все необходимые условия. При этом подписание договора займа не считается его заключением, поскольку данное соглашение считается заключенным только с момента передачи предмета от займодавца к заемщику.

Какие условия следует предусмотреть в договоре?

Договор займа на юридическое лицо следует составлять с учетом ряда условий, в число которых включается срок возврата денежных средств, иного имущества, наличие и размер процентов за пользование предметом договора, цель использования суммы займа (при ее наличии).

Если заемное соглашение не предполагает начисления и уплаты процентов за пользование средствами, то данное условие также следует включать в содержание договора, поскольку в противном случае проценты будут начисляться автоматически посредством применения ставки рефинансирования. Указанный вывод следует из содержания статьи 809 Гражданского кодекса РФ.

Если заемщик обязался использовать переданные деньги, вещи для определенной цели, то она должна включаться в соглашение, поскольку при ее нарушении появится право на досрочное истребование суммы займа, начисленных процентов. Кроме того, существует законодательное ограничение на досрочный возврат займа, выданного под проценты (он реализуется только с разрешения займодавца), поэтому стороны могут установить иные правила непосредственно в соглашении.
Видео по теме
Источники:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)

Совет 3: Как составить расписку о долге

Одолжить денег другу или коллеге по работе - это распространенная практика. Как дать в долг так, чтобы потом не жалеть об этом, знают не все. Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда можно устно договориться о долге, а также обстоятельства, при которых обязательно необходимо заключить договор займа или составить расписку о долге.

Когда деньги одалживает физическое лицо, то можно и не составлять расписку, если речь идет о сумме, меньшей чем 10 МРОТ (с начала 2014 года МРОТ равен 5554 рублям). Если деньги в долг дает компания, то заключить договор или составить расписку придется независимо от суммы долга.

Законом не установлены четкие тербования к составлению такого документа, как долговая расписка. Многие специалисты рекомендуют офомлять ее "от руки". Написание расписки возлагается на получателя денег. В случае споров относительно долга и наличия доказательств передачи денег легче будет доказать, что указанные в расписке данные действительны, чем проводить экспертизу подчерка по одной лишь подписи заемщика.

В расписке целесообразно указать следующие данные:

  1. ФИО, паспортные данные и адрес заемщика;
  2. ФИО, паспортные данные и адрес займодавца;
  3. сумма займа (указать необходимо как цифрами, так и прописью);
  4. дата предоставления денег;
  5. срок, в течение которого деньги должны быть возвращены (если его не установить, то должник обязан расплатиться в течение 30 дней с момента требования займодавца);
  6. проценты, которые должен уплатить должник за пользование деньгами (если не указать размер процентов, то он будет определяться в соответствии со ставкой рефинансирования, которая устанавлена на дату возврата долга).

Совет 4: Как давать деньги в долг

Можно без проблем дать человеку денег взаймы, если у вас есть такая возможность или человек, который к вам обращается надежный. Но непредвиденные обстоятельства возникнуть все-таки могут. Проще, конечно, просто не давать деньги в долг. Но если вы все-таки решили помочь человеку, сделайте это так, чтобы после никаких обид и недоразумений не возникло.
Вам понадобится
  • Стандартный договор займа
Инструкция
1
Обсудите с вашим заемщиком подробно все условия займа. Убедитесь, что предложенные условия устроят и вас, и вашего знакомого. Но не спешите передавать ему деньги немедленно. Честное слово - штука, конечно, хорошая, но лучше составить договор.
2
Составьте договор займа лучше у нотариуса, особенно если это крупная сумма. Если вы хотите избежать посещения нотариуса, составьте договор в свободной форме, но с обязательным указанием самых важных параметров. Договор должен содержать:

- ФИО заимодавца и заемщика (паспортные данные, место жительства)

- полную сумму займа, указанную цифрами (и с письменной расшифровкой)

- проценты за использование (если будут)

- дату возврата суммы (возможно поэтапно с конкретными датами)

- личные подписи (с расшифровкой) и дату составления документа
3
Проверьте договор, укажите особые условия - например, ваши действия в случае невозврата суммы займа в положенный срок.
Видео по теме
Обратите внимание
Если ваш заемщик отказывается от займа, при условии составления письменного соглашения, не переживайте - это значит он не намерен был вернуть вам долг.
Совет полезен?
Не бойтесь предложить заемщику, даже родственнику, составить письменный договор займа. Такая форма отношений вполне его устроит, если он действительно нуждается в средствах и имеет намерения вернуть вам всю сумму без задержек.
Источники:
  • База данных договоров
  • составление договора займа
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500