Инструкция
1
В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на вопросы анкеты, дневники, письма, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной техники и специальных статистических программ.
2
Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период.
3
Второй шаг в процедуре контент-анализа – отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, названия, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания «модернизация экономики», «развитие малого бизнеса», «борьба за власть» и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов.
4
Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но так же данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное.
5
После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки. Подробнее ознакомиться с обеими упомянутыми методиками можно в учебниках по прикладной социологии или политологии.
6
Завершается процедура контент-анализа количественным подсчетом полученных данных и вычислением средней арифметической оценки шкалы для каждого случая. Затем полученные средние оценки определенным образом ранжируются.