Совет 1: Как сформировать навык у ребенка

По мере взросления ребенок постепенно овладевает самыми разнообразными навыками. Задача родителей (а затем и воспитателей) – помочь малышу успешно освоить новые для него действия. На примере приучения крохи пользоваться горшком (а это один из основных навыков раннего детского возраста) удобно отметить роль родителя на основных этапах формирования навыков в целом.
Инструкция
1
Каждый ребенок индивидуален. Во всех вопросах развития ребенка лучше ориентироваться не на среднестатистические цифры, а на темпы, присущие именно вашему крохе. Это касается и освоения горшка. Как правило, чем старше ребенок, тем быстрее проходит процесс привыкания к горшку.
2
Подготовьте условия для освоения нужного навыка. В нашем случае, купите подходящий горшок. При этом учитывайте пожелания малыша – важно, чтобы горшок нравился своему маленькому обладателю. Горшок должен быть удобным и устойчивым, тогда ребенок сможет чувствовать себя уверенно, восседая на нем. Купив горшок, поставьте его в комнате, где обычно играет малыш. Как только кроха освоит новинку, можете начинать учить его использовать горшок по назначению.
3
Непременно покажите, когда и как надо пользоваться горшком. Разумеется, показывать придется не один раз. Замечательно, если ребенок увидит на примере старших детей, что именно от него требуется.
4
Улучите подходящий момент. Понаблюдайте за ребенком, и вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он ведет себя определенным образом (притихает, идет в укромный уголок, кряхтит). В этот момент принесите ему горшок. Дополнительно предлагайте малышу воспользоваться горшком сразу после сна, а также после еды.
5
Будьте готовы к тому, что получаться станет не сразу. Запаситесь терпением. Даже при довольно успешном привыкании малыша к горшку первое время будут случаться «аварии». Обнаружив лужу, спокойно напомните ребенку о том, что теперь у него есть горшок.
6
Обязательно поощряйте ребенка, если у него получается. Похвалите и ласково обнимите малыша, чтобы у него остались приятные эмоции, связанные с освоением навыка. А вот ругать в случае неудачи или принуждать малыша к чему-либо не стоит. Не заставляйте садиться на горшок силой, иначе у крохи сформируется к нему негативное отношение, и дальнейшее приучение станет возможным лишь спустя некоторое время.
7
Имейте в виду, что в периоды возрастных кризисов ребенок стремится к большей самостоятельности. Многие малыши отказываются выполнять просьбы взрослых, даже если еще вчера с удовольствием реагировали на них. Ребенок может внезапно перестать садиться на горшок, даже если уже был к нему приучен. Всплеск протеста необходимо переждать, со временем все встанет на прежние места.

Совет 2: Как научить ребенка достигать цели

Целеустремленность — это социальный навык, который воспитывается в человеке. Это качество позволяет лучше реализовываться в мире, помогает добиваться больших результатов. И родители должны помочь своему малышу этому научиться. Существует несколько способов освоить данный навык.

Правильный возраст

Ребенок берет пример со своих родителей. Он не всегда слушает их слова, но копирует их поведение. Показывайте пример, и если ставите цель для себя, то достигайте ее. Малыш будет понимать, что задуманное можно выполнить, важно лишь приложить усилие. Вовлекайте чадо в реализацию своих планов, объясняйте ему, что вы делаете и какую цель преследуете, что будет после исполнения.

Формировать способность достигать цели нужно в возрасте 6-7 лет. В это время в школе у человека возникают определенные обязанности, которые нужно выполнять. Умение добиваться результата поможет учиться без проблем. И важно осознавать, что после 12 лет дать навык стремления к чему-то конкретному очень сложно, формирование во взрослом возрасте требует очень больших усилий. Не упустите нужный момент.

Как формулировать цели

Достижение цели начинается с правильной формулировки. Между желанием и целью есть большая разница: я хочу учиться на пятерки или следующую четверть я закончу без единой четверки. Смысл вложен один, но звучит по-разному. И первое не предполагает каких-то конкретных действий и сроков. Важно понимать временные рамки выполнения, а так же задачи, которые нужно выполнить для реализации данного намерения.

Важно научить ребенка выбирать задачи и цели, которые являются реальными. Например, полет на Марс сегодня пока не реальная цель. И есть мероприятия, которые не по силам малышу, например, поступление в институт в 10 лет. Если ребенок будет постоянно думать о недостижимом, он никогда не будет получать результатов, а это ведет к разочарованию. Важно научиться получать результат, радоваться ему, а не просто мечтать. Конечно, не нужно лишать его всех желаний, но нереальным стоит отводить меньшее место.

Как достигнуть желаемого

Ребенок не может делать что-то одно долгое время, ему становится скучно. Поэтому достижение всегда нужно делить на этапы. Выполнение всего сразу может быть сложным, а вот частичное действие будет не таким проблемным. Вместе создайте план, в который внесите деление на части. При это необходимо дать навыки формирования приоритетов: подумайте, что нужно выполнить в первую очередь, а что можно отложить. По мере воплощение частей отмечайте, что сделано.

Создавайте вместе с малышом планы на день. Каждый вечер делайте список на завтра. Вносите в него разные дела, которые даже не требуют усилий, но будут выполнены. Это вселит в него веру, что все можно сделать. Впишите чистку зубов, поход в школу, прогулку. И добавьте то, что малышу не слишком нравится, но чтобы завершить выполнение, он это сделает. Вычеркивайте дело, когда оно завершено. За реализацию всего плана придумайте награду, она может быть символической, но поможет сформировать правильные привычки.
Видео по теме

Совет 3: Как правильно учить ребенка новому навыку?

Существует универсальная и простая схема обучения ребенка. Но, когда мы учим детей новым навыкам, мы часто забываем об элементарных шагах и принципах обучения. Этим мы сильно осложняем жизнь и себе, и ребенку. Если придерживаться данных шагов, то научить ребенка новому навыку станет намного проще. Причем речь может идти как о простых вещах (завязывать шнурки, например), так и о сложных навыках (например, обучение письму).
Инструкция
1
Наблюдение за примером. Ребенок смотрит, как кто-то другой выполняет действие. В первую очередь, дети смотрят на пример других. Малыши вообще любят повторять за взрослыми или старшими детьми. Если вы сами не подаете пример правильного действия, то обучить этому ребенка будет намного сложнее.
2
Совместное выполнение действия. Часто родители слишком торопятся и пропускают этот шаг. А зря. Прежде чем, начать выполнять действие самостоятельно, ребенку необходимо проделать его вместе с взрослым. Иногда это требуется в достаточно большом объеме, будьте терпеливы и не торопитесь. Если вы учите ребенка письму, возьмите его руку с ручкой в свою и напишите необходимую букву. Не требуйте слишком многого. Москва тоже не сразу строилась. Обязательно фиксируйте внимание ребенка на его успехах, а не ошибках. Лучшая стратегия: хвалить за успехи, не замечать промахи.
3
Действие по образцу и шаблону. Данный шаг подразумевает самостоятельное выполнение действия, но обязательно при наличии образца. Если опять-таки вспомнить про обучение письму, то в любых прописях вы увидите: образец и точечный рисунок, который надо обвести. У ребенка перед глазами всегда должен быть представлен результат, к которому он идет.
4
Лишь после освоения всех вышеперечисленных шагов можно приступать к действительно самостоятельному действию. Например, дать задание ребенку: "напиши буквы, которые мы с тобой учили". Тогда навык считается освоенным. И, скорее всего, навык, сформированный с помощью указанных шагов, крепко сохранится в памяти ребенка. Если ребенок допускает много ошибок, возвращайтесь к предыдущим шагам.
Видео по теме

Совет 4: Как формировать навык

Навык представляет собой действие, которое сформировано путем неоднократного повторения и доведено до автоматизма. Любой новый способ действия в результате повторений может впоследствии осуществляться без участия сознательного контроля. Некоторые полезные рекомендации помогут правильно формировать навыки при обучении детей.
Инструкция
1
Требования, которые предъявляются к ученику, следует предъявлять постепенно, небольшими порциями. Ученик должен иметь возможность получить положительное подкрепление. Повысив критерий очень сильно, вы заставляете ребенка совершать усилие более значительное, чем раньше. Такой скачок может сорвать формируемое поведение.
2
Не нужно пытаться формировать поведенческий навык по нескольким критериям в одно и то же время. В конкретный промежуток времени отрабатывать следует лишь одно действие. Грамотный преподаватель добивается успеха в решении одной задачи, а уж потом переходит к другой. Попробуйте разбить задачу на несколько составляющих и отработать их последовательно. Обучение при таком подходе пойдет быстрее.
3
Перед тем как повысить критерий, используйте шкалу подкреплений достигнутого к настоящему моменту результата. Если вы собираетесь ввести новый критерий, на время ослабьте критерии предыдущие. Подкрепление должно быть положительным, ругань и беспредметные нравоучения непедагогичны.
4
Программа выработки навыка должна быть спланирована так, чтобы при совершении значительного скачка вперед вы могли предвидеть, как подкрепить поведение в дальнейшем. К такому рывку надо быть готовым, он очень важен для ученика в эмоциональном плане.
5
Не следует менять тренера на половине пути. Желательно, чтобы формирование навыка шло под руководством одного человека.
6
Если какая-то процедура выработки навыка не ведет к успешному результату, отставьте ее в сторону. Попробуйте другую методику, проявите гибкий подход к обучению.
7
Каждый урок завершайте положительным подкреплением. Отсутствие подкрепления может восприниматься равным наказанию.
8
Если ухудшается выработанное поведение, следует пересмотреть процедуру выработки навыка. Нет смысла заставлять ученика повторять действие до бесконечности для достижения требуемого результата. Лучше вернуться к началу и попробовать пройти процесс с подкреплением в новых условиях.
9
Достигнув желаемого успеха, прекращайте работу. Очень важно завершить процесс формирования навыка на высокой ноте.
Видео по теме
Совет полезен?
Дополнительный источник:
«Элементарная педагогика или Как управлять поведением человека», В.И. Слуцкий, 1992.
Источники:
  • Формирование навыков
Видео по теме
Полезный совет
Можно начинать активное приучение малыша к горшку, если ребенок:

• умеет уверенно ходить и садиться, нагибаться, а также произносит первые слова;
• проявляет инициативу, самостоятельно усаживаясь на свой горшок;
• выражает протест в случае, если его пытаются насильно усадить на горшок;
• умеет снимать и надевать трусики;
• во время дневного сна часто остается сухим;
• настаивает на смене испачканных штанишек (подгузников).

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком (как правило, к двум годам), ребенок будет сам просыпаться ночью, чтобы сходить на горшок. Нет смысла высаживать его ночью сонным, если кроха пока не научился контролировать себя днем.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500