Совет 1: Как сделать русскую печь

Печь – традиционный элемент настоящего русского дома. Это одна из важнейших составляющих крестьянского быта в России, практически сердце крестьянской избы. Русская печь упоминается в сказках, нередко она даже наделяется человеческими качествами. Сегодня сделать русскую печь в собственном отдельном доме может каждый.
Инструкция
1
Русская печь несколько по-разному делалась в разных губерниях большой России. Размеры и соотношения немного различаются, но средние, в целом, совпадают. Ширина печи - это примерно 142 см или два аршина. Высота русской печи до лежанки от пола – 180 см или два с половиной аршина. Длина составляла 213 см или три аршина. Обычно традиционные размеры печи в каждой местность соблюдались очень четко.
2
Помещение, в котором размещается печь, это обычно кухня, её размер должен быть примерно 30 кв. м, именно такая площадь будет оптимальной с точки зрения скорости обогрева. Русская печь традиционно располагается неподалеку от двери, в углу кухни.
3
Кладка русской печи начинается с фундамента. В старинные времена его делали из массивных дубовых или хвойных бревен, а саму печь - из камней и глины, а также дерева. Сегодня фундамент обычно возводят из камня или из кирпича. В русской печи делают также подпечек – место, где хранятся все инструменты, необходимые для топки: кочерга, совок, и другие. Между самой печью и её сводами прокладывают теплоемкий материал, чтобы тепло держалось дольше.
4
Сама печь возводится из кирпичей, скрепленных между собой каким-либо раствором. Лучше всего для этого подходит керамический красный кирпич. Его можно сделать, если обжечь обычный кирпич. После проведения этой процедуры он станет гораздо прочнее. Небогатые крестьяне клали печи даже из необожженного кирпича.
5
В богатых домах печи покрывались изразцами, для того, чтобы украсить этот центр дома. Лежанка печи была любимым местом для сна и отдыха не только среди крестьян, но и среди людей более зажиточных.

Совет 2: Кладка русской печи своими руками

Издавна русская печь считалась символом благополучия семейного очага. Почетная миссия наполнить дом теплом и соорудить собственноручно печь предоставлялась главе семьи. Народные умельцы мастерили печку, следуя собственным секретам, полученным в назидание от своих предков.
Русская печь широко распространена в России, Украине, Белоруссии и центральной Европе.
Кладка русской печи – дело тонкое. Несмотря на распространение технических новинок и гаджетов, народ стремится к возрождению традиций наших прадедов, которые вкладывали душу в создание семейных реликвий. Построить в собственном доме русскую печь не сложно, однако необходимо знать некоторые ключевые моменты, несоблюдение которых сводит старания на «нет».

Подготовка к строительству

Привычная и стандартная печка в среднем составляет около 145 см в ширину, 215 см в длину и 180 см в высоту. Печь подобных размеров будет не только служить для приготовления пищи, но отапливать немалую площадь.

Прежде всего, спланируйте расположение печи таким образом, чтобы отопление распределялось по центральной части дома. Подготовьте необходимое количество красного глиняного кирпича – при стандартных размерах и технологической последовательности кладки понадобится 1650-1700 шт. Печной кирпич необходимо выбирать отменного качества. Наличие даже маленьких трещин приведет к скорому разрушению основы, следовательно, к очередному ремонту.
Учитывая тот факт, что основание печи постоянно поддается воздействию высокой температуры, некачественный кирпич даст трещины, и в скором времени конструкция окончательно разрушится.

Неотъемлемый составляющий элемент традиционной русской печи – подпечек, своеобразная ниша, где хранится необходимый в быту инструмент. Из битых кирпичей и камней нужно сделать надежное основание – фундамент. Для приготовления монтажной смеси желательно использовать глину, которая обладает гораздо большей прочностью, нежели цемент. Если возможность применить глину исключена, тогда цемент необходимо купить маркировки не ниже М-500.

Кладка печи

Перед началом сооружения постелите на фундаментное перекрытие кусок рубероида, который обеспечит гидроизоляцию. Первый ряд желательно выкладывать из огнеупорных или перекаленных кирпичей. Такая предусмотрительность сыграет в пользу устойчивости к сырости.

Для идеальной связки швов и высокой прочности печи необходимо углы конструкции выложить в 3 части из ¾ кирпича. Максимальная прочность будет обеспечена, если примыкающие кирпичные куски будут срезаны наискосок.

Второй ряд предусматривает выкладку стен опечка. Начиная третий ряд, следует подготовить 4 кирпича из ¾ части и запустить их в процесс на передней стенке опечка. Для четвертого ряда используют исключительно целый кирпич. Работая над последующими рядами, необходимо избегать совпадения швов. Всего стандартная печка состоит из 33 рядов, а после начинается наращивание дымохода.

Цена на подобное удовольствие варьируется в довольно внушительных пределах – это если вы надумаете обратиться к услугам специалиста. Каждый мастер называет цену исходя из желаемого размера, дизайна и качества расходных материалов. Прежде чем прибегнуть к услугам специалиста, попросите мастера показать примеры своих работ – у каждого уважающего себя профессионала остаются образцы и фотографии его проектов.
Источники:
  • Кладка русской печи своими руками
  • Инструкция по самостоятельной кладке русской печи, чертежи и видео
  • Как смонтировать печь с лежанкой

Совет 3: Как построить русскую печку

Русская печь является надежной спутницей многих поколений. Она может и накормить, и обогреть, и душу порадовать. Такая печь имеет простое устройство. Кроме того, проблемы с эксплуатацией вряд ли возникнут. Сделать такую печь можно самостоятельно.
Инструкция
1
Для начала нужно определиться с видом печи. На данный момент существуют металлические и кирпичные конструкции. После этого можно определяться с расположением данной конструкции в доме. Данной деятельностью рекомендуется заниматься на стадии проектирования дома. Лучшим местом для печи является центр здания. В данном случае все комнаты будут располагаться вокруг нее. Обязательно подумайте о месте выхода трубы. Наиболее рационально ее вывести недалеко от конька. Обратите внимание на количество половых балок, которые имеются на будущем месте печи. Обязательно их нужно убрать.
2
Любая русская печь в своей конструкции имеет подпечье, горнило и шесток. Горнило печи используется для приготовления пищи. В нем также горят дрова. Одним из самых важных моментов при строительстве печи является надежный фундамент. Его можно сделать из камня, кирпича или же бетона. При кладке старайтесь не допускать наличие пустот. В противном случае произойдет перекос или усадка печи. Первый ряд кирпичей выкладывается на горизонтальный фундамент. Затем должно быть выполнено покрытие рубероидом. Данный строительный материал выступает в роли гидроизолятора. После этого выполняется кладка второго ряда кирпичей. Она должна строго совпасть с уровнем пола.
3
Теперь можно переходить непосредственно к кладке. Разметьте форму будущей печи. Первая кладка должна быть выполнена на растворе. Особое внимание уделите горизонтальным и вертикальным швам. Если их недостаточно заполнять раствором, то через швы будут вылетать искры. Можно легко спровоцировать пожар. После того, как возведение закончено, печи нужно дать хорошо просохнуть. Рекомендуется делать щадящие топки 3-4 дня. Если из трубы выходит белый дым, то это признак излишней влаги в печи. Необходимо в этом случае сделать дополнительную просушку.
Видео по теме
Полезный совет
Нет ничего полезней для здоровья, чем тепло, которое дает русская печь. А если еще попариться в бане, а потом выспаться на лежанке русской печи – никакие простуды и сезонные заболевания не страшны! Построить русскую печь в своем доме – значит позаботиться о здоровье всей семьи.
Источники:
  • русская печь
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500