Совет 1: Как распознать растворы в пробирках

Иногда, в силу возникших обстоятельств, необходимо распознать растворы в пробирках, причем по внешнему виду абсолютно идентичные. Например, это может быть практическая работа, лабораторный опыт или обычное любопытство. Как же определить вещества, используя минимальное количество реактивов? Достаточно применить некоторые знания в области химии и, неразрешимая на первый взгляд, загадка потеряет интерес.
Вам понадобится
  • Пробирки, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид аммония, нитрат серебра, фенолфталеин, метилоранж
Инструкция
1
Например, даны три пробирки, в которых находятся: соляная кислота, гидроксид натрия и хлорид аммония. Все растворы представленных веществ визуально одинаковы – без цвета и без запаха. Можно начать анализ предложенных веществ.
2
Сначала для определения химических соединений используйте бумажные индикаторы или их растворы. Для этого во все три пробирки опустите или прилейте фенолфталеиновый индикатор. В той пробирке, в которой он станет малиновым можно констатировать наличие щелочи, то есть гидроксида натрия.
3
Это можно объяснить тем, что щелочная среда, образованная за счет гидроксид ионов, изменяет цвет индикатора, меняя бесцветный реактив на малиновую окраску. Таким образом, одно вещество определено, а потому его исключите из набора исследуемых веществ.
4
В оставшиеся две пробирки опустите или прилейте лакмус или метиловый оранжевый (метилоранж). В одной из пробирок метилоранж, первоначально имеющий оранжевый цвет, станет красным. Это может свидетельствовать о присутствии в пробирке кислоты, так как именно ионы водорода способствуют изменению окраски реактива. Значит и второе вещество подверглось определению.
5
Третье химическое соединение допустимо определить методом исключения, то есть, в оставшейся пробирке находится хлорид аммония. Однако можно провести более точный анализ и подтвердить предположения. Для этого разделите содержимое пробирки на две части и проанализируйте каждую из них.
6
Добавьте в одну часть раствор гидроксида натрия и практически сразу будет ощущаться специфический запах нашатырного спирта, который используется при потере сознания. Запах появляется, так как в результате реакции соли аммония разлагаются щелочами до аммиака, представляющего собой летучее газообразное вещество с «ароматом» мочевины.
7
Так как хлорид аммония в своем составе имеет и хлорид ионы, то проведите качественную реакцию именно на их наличие. Для этого добавьте во вторую часть предполагаемого хлорида аммония реагент нитрат серебра, и в результате химического взаимодействия выпадет белый осадок хлорида серебра. Это и есть подтверждение присутствия ионов хлора. Таким образом, используя простые навыки и умения, а также простейшие реактивы, можно распознать растворы в пробирках, предложенные для исследования.

Совет 2: Как распознать соли натрия

Распознавание солей натрия – это довольно специфическое задание, которое в повседневной жизни вряд ли пригодится. Зато знания и умения такого рода могут понадобиться на практических занятиях или при выполнении лабораторных опытов. Ведь, несмотря на то, что в состав химических соединений входит один и тот же металл, существуют качественные реакции, с помощью которых можно распознать соли натрия.
Вам понадобится
  • Прокаленная проволочка с петелькой на конце, соли натрия (поваренная соль), спиртовка или горелка, палочка
Инструкция
1
Известно, что при горении различных веществ, пламя приобретает различную окраску. Это происходит благодаря определенным химическим элементам, которые входят в состав соединений. Например, пламя из-за кальция имеет кирпично-красный оттенок, а калий при сгорании дает фиолетовый цвет, который хорошо виден через кобальтовое стекло. А если прокалить на пламени обычную медную проволочку, то огонь получится красивого зеленого цвета. Как же распознать соли натрия в таком разнообразии «пламенеющих» химических соединений?
2
Приготовьте для исследования три раствора солей натрия: хлорид натрия, сульфат натрия и карбонат натрия. То есть в состав всех трех солей входит один и то же металл – натрий и только кислотные остатки у них разные. Все предложенные соли натрия хорошо растворимы в воде, при этом их растворы прозрачны, а значит, на внешний вид одинаковы. Но это не помешает определить именно натрий, если правильно провести лабораторный опыт.
3
Теперь возьмите медную проволочку длиной 20-30 см, с одной стороны сделайте маленькую петельку диаметром 0,5-0,7 мм. Затем зажгите спиртовку, которая может быть как на жидком спирте, так и с использованием сухого горючего.
4
Внесите в пламя полученную петельку и прокалите ее. Будет наблюдаться красивое зеленое пламя, так как именно медь дает такую окраску. После того, как петелька покроется черным налетом и перестанет гореть зеленым цветом, опустите ее в одну из растворов солей натрия и снова подержите над пламенем. Будет наблюдаться красивое желтое окрашивание до тех пор, пока раствор соли не испарится. То же самое произойдет и другими солями, а именно желтое цвет пламени.
5
Другой способ распознавание солей натрия предполагает использование не растворов, а сухих веществ. Достаточно в этом убедиться, взяв обычную поваренную соль, которая представляет собой хлорид натрия. Для этого смочите палочку водой и обмакните в соль, чтобы прилипли крупинки и внесите в пламя горелки (можно и конфорки). Также увидите, что пламя становится интенсивно-желтого цвета.
Видео по теме
Обратите внимание
При работе со спиртовкой соблюдайте меры предосторожности
Совет полезен?
Для большего эффекта можно смочить промокательную бумагу солями натрия, высушить, после чего внести в пламя.

Совет 3: Как распознать нитрат аммония

Жизненные ситуации бывают разные, и зачастую имеют место обстоятельства, когда нужно определить и распознать реагенты, растворы в пробирках, которые совершенно идентичны по цвету и запаху. Это может быть нужно для практической работы, лабораторного опыта или просто из любопытства. Но что бы ни подвигло вас на эксперимент, необходимо все же иметь некоторые знания по химии и уметь применять их на практике.
Вам понадобится
  • чистые пробирки в количестве двух штук, вещество, название которого необходимо определить, гидроксид натрия и нитрат серебра.
Инструкция
1
Наденьте перчатки и ватно-марлевую повязку. Помните, что техника безопасности при работе с химическими веществами очень важна, так как можно не только получить ожоги, но и другие кожные повреждения или повреждения дыхательных путей.
2
Возьмите вещество, название которого нужно определить. Влейте немного вещества в одну пробирку и немного во вторую. Достаточно будет наполнить колбочки наполовину.
3
Установите пробирки с веществом на специальный держатель. Возьмите одну из пробирок и добавьте в нее раствор гидроксида натрия.
4
Взболтните немного содержимое пробирки и поднесите к носу. Если из пробирки исходит специфический запах, напоминающий собой тот, который используют при приведении человека в чувства в случае потери сознания, то есть запах нашатырного спирта – в пробирку был налит нитрат аммония, так как произошла реакция взаимодействия. Соли аммония под воздействием щелочи разложились до аммиака (летучее газообразное вещество, имеющее запах мочевины).
5
Возьмите вторую пробирку и нитрат серебра. Добавьте нитрат в пробирку с веществом, которое необходимо определить и немного взболтайте его.
6
Установите пробирку на держатель и наблюдайте за химической реакцией. Так как в состав нитрата аммония входят хлорид-ионы, то при взаимодействии с добавленным раствором нитрата серебра выпадет белый осадок, похожий по своему виду на мыльный раствор, то есть выпадет осадок хлорида серебра. Если такой осадок появился и цвет в пробирке стал насыщенно-белым, значит вещество, которое предлагалось для эксперимента – нитрат аммония.
7
Кроме указанных двух способов, аммоний также можно определить путем добавления и нагревания в последующем концентрированной щелочи. При таком раскладе аммоний также будет выделять резкий запах – аммиак.
Видео по теме

Совет 4: Как определить раствор хлорида натрия

Хлорид натрия – это самая обыкновенная поваренная соль, которую люди ежедневно употребляют в пищу. С точки зрения химического состава представляет собой соединение, которое состоит из атомов натрия и хлора. В растворе поваренная соль распадается (или диссоциирует) на ионы натрия, а также хлорид-ионы, причем на каждый из них существует характерная реакция, позволяющая их определить.
Вам понадобится
  • - пробирки;
  • - нагревательный прибор;
  • - нитрат серебра;
  • - проволока;
  • - фильтровальная бумага;
  • - щипцы или пинцет.
Инструкция
1
Для того чтобы определить качественный состав хлорида натрия, необходимо подобрать лабораторную посуду (пробирки) и нагревательный прибор с открытым пламенем. Это может быть спиртовка или горелка. Помимо этого потребуются проволока, фильтровальная бумага и реактивы.
2
Качественная реакция на натрий. Возьмите фильтровальную бумагу, пропитайте ее раствором хлорида натрия и высушите. Повторите эти действия несколько раз, чтобы концентрация ионов натрия стала больше, что обеспечит достоверность эксперимента. Захватите полученный образец пинцетом или тигельными щипцами и внесите в пламя спиртовки или горелки. Привычный цвет пламени сменит свою окраску на ярко-желтую. Это свидетельствует о наличии в соединении натрия.
3
Можно поступить несколько иначе, а именно без использования бумаги. Возьмите проволоку, на одном конце согните маленькую петельку и прокалите ее на пламени. Опустите петельку в раствор хлорида натрия, после чего внесите ее в пламя нагревательного прибора. В результате опыта появится ярко-желтое окрашивание пламени, что является качественной реакцией на натрий.
4
Качественная реакция на ион хлора. Возьмите любую растворимую соль серебра, так как именно при взаимодействии ионов серебра с ионами хлора происходит выпадение осадка. Растворимость солей можете посмотреть по таблице растворимости. Оптимальным вариантом будет использование нитрата серебра. Налейте в пробирку 2 мл хлорида натрия и осторожно добавьте 2 мл раствора нитрата серебра. В результате реакции моментально выпадет белый осадок хлорида серебра, наличие которого свидетельствует о присутствии в исследуемом растворе ионов хлора.
Обратите внимание
При выполнении опытов обязательно соблюдайте правила техники безопасности, особенно с нагревательными приборами.
Совет полезен?
При работе с нитратом серебра желательно использовать халат для проведения лабораторных работ. В противном случае на одежду могут попасть капли реагента, пятна от которого вывести практически невозможно.
Обратите внимание
При работе с щелочью и кислотой соблюдайте правила техники безопасности
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500