Совет 1: Как провести соцопрос

Среди людей бытует мнение, что единственный метод практической психологии — это социологический опрос. Но такое мнение некорректно, так как среди методов психологии имеется огромное множество таких, которые абсолютно не связаны с опросами. Плюс ко всему опрос не может быть только социологическим методом, так как он широко используется и в журналистике, политологии, правоведении и т.д. Как же проводится социологический опрос?
Инструкция
1
Прежде всего, до того, как к нему приступить, нужно чётко определить процедуру и цели исследования. То есть, процедуре опроса всегда предшествует разработка исследовательской программы, понимание задач и целей, гипотез и категорий анализа.

Вопросы должны быть понятно и чётко сформулированы, с соблюдением языковых норм. Формулировка этих вопросов обязательно должна соответствовать культурному уровню респондента. Так же общее число вопросов должно входить в рамки здравого смысла, чтобы не утомить опрашиваемого. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента подтекста категорически исключена.

Исходя из этого, нам понадобится план проведения социологического опроса, а так же опросный лист. Очень важно учитывать социальные и демографические характеристики респондентов, иначе опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист должен иметь часть, называемую паспортной, куда заносятся данные об опрашиваемом.
2
Далее, следует объяснить всем опрашиваемым, для чего вы проводите данное мероприятие, раскрыть перед ними его цель.

После того, как все предварительные процедуры выполнены, переходим непосредственно к опросу. По мере его проведения ответы респондентов отмечаются в специальной анкете, для дальнейшей работы с полученной информацией.
3
Когда опрос завершён, необходимо обработать результаты анкеты:

1. Подсчитываем количество ответов на каждый из заданных вопросов.

2. Заносим полученные результаты в таблицу.

3. Анализируем результаты и на их основании делаем выводы.

В таблице нужно напротив предлагаемых ответов на ваши вопросы поставить количество их выборов.

Совет 2: Соцопрос: как провести правильно

Проведения социологического опроса на самом деле намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Здесь недостаточно просто пройтись по улице с бумагой и ручкой и попросить прохожих дать вам ответы на какой-либо вопрос. Чтобы получить действительно достоверные данные необходимо подойти к процессу ответственно и учесть множество мелочей.
Вам понадобится
  • бумага, ручка, листы анкеты.
Инструкция
1
Первым делом сформулируйте проблему, которой посвящен ваш соцопрос. Вы ведь собираетесь опрашивать людей по какой-то теме, следовательно, необходимо эту тему четко обозначить. К примеру, во дворе вашего дома намечается строительство крупного гаражного кооператива, а вы против этого мероприятия. В этом случае опрос необходимо составить таким образом, чтобы всем опрашиваемым было ясно, о чем идет речь и какую проблему вы собираетесь решать. Посвятите одному вопросу один листок, не перемешивая и не путая людей. Например, опрашиваемым будет гораздо проще ответить на вопрос «Ваше отношение к строительству гаража во дворе», чем заполнять сложную форму с рядом вопросов, не относящихся к сути дела.
2
Помните о том, что данные опроса важно не только собрать, но и соответствующим образом обработать. Именно поэтому постарайтесь упростить себе задачу и составьте опросник максимально лаконичным и простым. Лучше всего люди отвечают на вопросы, если им предлагаются варианты ответов. Скажем, предложите такой опросный листок: «Ваше отношение к строительству гаража во дворе» и варианты ответов: «Я против», «Я за», «Мне все равно». Такие анкеты проще обрабатывать, кроме того, не возникает путаницы с распределением ответов.
3
Важное значение имеет выбор опрашиваемых. Если ваш соцопрос непосредственно касается только небольшой части дома, а интерес остальных не вызывает, необходимо опрашивать самых заинтересованных. К примеру, в строительстве детской площадки будут заинтересованы семьи, в которых есть маленькие дети, а вот капитальный гараж во дворе – общая проблема. Если есть возможность обойти всех жителей дома, разумеется, можно сделать и это. Но при сборе мнений обязательно следует задать людям дополнительные вопросы, чтобы понять насколько проблема касается их непосредственно.
Обратите внимание
Некоторые устраивают соцопросы по почте, предлагая людям ответить на вопросы анкеты и отправить их по указанному адресу. Учитывайте, что даже если вы вложите в такое письмо конверт с обратным адресом и маркой, отклики по подобным опросам составляют около 30%.
Совет полезен?
Анкетирование может быть открытым и закрытым. В случае открытого анкетирования все опрашиваемые указывают свои личные данные: фамилию, адрес или даже данные паспорта. Такие опросы обычно делаются для передачи в суд или другие вышестоящие инстанции. Анонимное анкетирование, как правило, применяется для сбора информации и выведения статистических данных.
Обратите внимание
В целом, методы социологического опроса очень разнообразны. Кроме анкетирования они включают в себя интервью, экспертные, почтовые, телефонные и другие опросы. Любые их разновидности хоть и имеют свои особенности, но базируются на общих принципах и подходах.Несмотря на всё это разнообразие, самым широко распространённым и всеобъемлющим видом является анкетирование, именно оно способно наиболее чётко отразить результаты исследования.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500